29 марта, пятница
Гороскоп
Подписка
Поиск ПоискRSSFacebook Telegram Youtube Instagram ВКОНТАКТЕ list


Гороскоп Подписка Опросы Погода
Люблю! Люблю! Reklama.lv Reklama.lv Видео Видео Facebook Facebook Telegram Telegram Instagram Instagram ВКОНТАКТЕ ВКОНТАКТЕ Google News Google News

Поэзия плохому не научит: в стихах отражено, что Всевышний хочет сказать людям

Размер текста Aa Aa
Культура
BB.LV 12:10, 16 сентября, 2020 1


Может быть, это кажется только мне, что в Латвии Петра Антропова не знает только ленивый? Знают его и 20-летние, и те, кому 90+...



Петр Иванович и политолог, и журналист, и учит пиарщиков в БМА. Он пишет очень хорошие стихи. Он — душа любого мероприятия, сам их организовал и провел немало. Он подвижник. Но главное — он прекрасный человек, надежный друг и товарищ. В конце концов, он — многолетний подписчик нашей газеты. А еще 16 сентября он — юбиляр. Порой думаешь: сколько всего может вот так вместиться в одного человека?

Родом из детства

— Если попытаться чисто условно «поделить» человека, то сколько в Петре Антропове журналиста, поэта, педагога, политолога?

— Простите, Володя, но вы почему-то не назвали еще две ипостаси Антропова — инженера и пиарщика, а они сыграли в жизни немалую роль.

Трудовой путь после окончания Рижского строительного техникума начался с должности главного инженера комбината коммунальных предприятий в Резекне. Это многое мне дало, но немало и отняло. Появился опыт управленческой, хозработы, навыки менеджера и экономиста. Но за это пришлось заплатить многими радостями юности. Если тебя в 19 лет называют Петром Ивановичем, трудно вести себя как несмышленому Пете.

Еще сложнее переквалифицироваться в журналиста стало после окончания Рижского политехнического института. Инженеры нужны всегда, а журналисты ошибаются вместе с партией.

Обязанностями пиарщика приходится заниматься более трех десятков лет, с тех пор как мне пришлось выполнять обязанности помощника Бориса Карловича Пуго. И ныне, если попросят, консультирую предпринимателей и политиков.

Ну, попробуем проанализировать пропорцию ролей Антропова... Стихи пишу с разными перерывами 60 лет. Журналистикой занимаюсь лет 50, пиаром — почти 40, а преподаю два десятка лет. Но эти роли постоянно переплетаются, то дополняют, то вытесняют друг друга.

Рано понял слова матери Есенина, которая говорила:

Что знаю я
На опыте твоем:
Поэтам деньги не даются.

Значит, их надо зарабатывать другим трудом. Вот и зарабатывал, как умел. Меня теперь мучают сомнения: а может, не стоило писать стихи, а больше внимания уделять преподавательской работе? Был бы профессором, было бы два-три учебника и хорошая зарплата... Поэтам сегодня денег не платят. Да, у меня есть шесть поэтических сборников, звание член-корреспондента Российской академии поэзии. Но при издании сборников приходится полагаться на доброту спонсоров. Они помогли и сейчас.

Неоценимую помощь оказала Международная гильдия староверов-предпринимателей. Весомый вклад внесли Балтийская Международная академия, которой отдал полтора десятка лет, Старообрядческое общество Латвии, Русская община Латвии, Резекненская русская община, Международная ассоциация писателей, мои однокурсники из Рижского строительного техникума Татьяна Быкова, Вера Бинклер, Анна и Илья Дрозд, Юрий Коваль, Валдис Лошакс, Татьяна Рожкова, мои давние друзья Валдис Захарс, Игорь Зуев, Юрий Куренков, Николай Самодуров, Александр Семов, Ольга и Василий Соколовы, Сергей Христолюбов. А особые слова благодарности хочу высказать братьям староверам Ивановым — Александру, Иллариону, Василию и моим сыновьям Игорю и Руслану. Они первыми поддержали мое желание подготовить к юбилею новый сборник.

— Что бы вы сами могли и хотели бы рассказать о себе в юбилей из того, что обычно остается «за кадром»?

— Редко рассказываю про детство. Его трудно назвать беззаботным и веселым. Но в нем кроется и объяснение названия этого сборника. «Я — человек не праздничного дня…».

В два года умер отец. На руках матери, безграмотной крестьянки, осталось семь детей. Наш дом дважды сгорел. Виновником одного пожара был сам — неразумный пятилетний мальчишка, которому захотелось поиграть со спичками.

Не было богатой родни. А в колхозе тогда о соцпомощи и мечтать не приходилось. Правда, после второго пожара мне разрешили уйти из колхоза и уехать на учебу.

В детстве доводилось есть и лебеду, и жмых для скота. В те годы у пастушонка Пети (помогал матери пасти колхозных коров) сложилось понимание: если хочешь выбиться из нищеты и нужды в люди, больше работай, больше учись. С тех пор следовал этому выстраданному правилу. Оно приносило хорошие плоды, но рождало завистников.

Не раз слышал за спиной: «А почему Антропова чаще премируют, хвалит начальство? У него где-то там наверху есть рука…» Они ошибались. У меня две руки. И обе мои. Начальство не любило, а использовало. Ему всегда нужны работящие и обязательные работники. Эта ставка на труд дала другой нежелательный результат. Постепенно превратился в трудоголика, которому труд, процесс достижения цели доставляет не только проблемы, но и удовольствие.

— Вы мало что и мало кому рассказывали о вашей работе и дружбе с легендарным Борисом Пуго. Может, настал момент?

— Наверно, можно и даже надо. Но говорить мимоходом о таком удивительном человеке, который рассмотрел в журналисте своего союзника и помощника, будет неправильно. Скажу только, что у него многому научился. А в трагические дни перестройки он судил себя строже, чем все его тогдашние и теперешние недоброжелатели.

— Надеюсь, однажды вы расскажете о вашей работе с ним нашим читателям?

— Хорошо.

— Ловлю на слове!

Стихи из боли

— А каким ветром вас занесло в поэзию, да еще и на есенинскую тропу? Перефразируя Михаила Светлова, откуда в латгальском парнишке Петре Ивановиче рязанская грусть?

— Вестимо, с Рязанщины. Свет в окошке беспросветной жизни мне открыли стихи Сергея Есенина. Познакомил меня с ними в лет тринадцать старший брат Иван, когда приехал на побывку домой из армии.

Этот неведомый мне Есенин пробудил интерес к поэзии и к самому поэту. Потратил немало времени на изучение его жизни и творчества, неоднократно бывал на его родине, общался с земляками, прославленной Шаганэ, Августой Миклашевской, Надеждой Вольпин, сестрой Есенина — Александрой, сыном Константином, который во время войны был комсоргом батальона.

Сергей Александрович стал для меня примером в творчестве. Не случайно в моих стихах проскальзывают есенинские нотки. Изучая творчество Есенина, не мог не обратить внимания, что поэт воспевал не только выдуманную Персию, но и родной край. Стали приходить мысли о том, что моя родная Латгалия достойна стихов.

— К своему 75-летнему юбилею вы сделали подарок себе и друзьям, выпустив новый сборник, в котором символично — 75 стихов. Понятно, пересказывать поэтическую книгу — дело неблагодарное, но позволю себе задать тривиальный вопрос: о чем книга?

— Если коротко, то обо мне, о друзьях и наставниках, о староверах, о нашем времени, о Латгалии и, конечно, о любви. Любовь — это движитель поэзии.

Думаю, читателю будет интересен и особый раздел, посвященный Сергею Есенину, которому 3 октября исполнится 125 лет от рождения. Назвал его «Есенин без вранья». Свой поиск истинного Есенина веду уже шестьдесят лет. Многие оценки родных, близких, современников вошли в этот очерк, который с перерывами пишу два десятка лет. Переписываю, уточняю, дополняю. Стараюсь быть как можно честнее по отношению к Сергею Есенину и к читателям. Поэтому рискнул озаглавить его так.

— Согласны ли вы с ахматовским «когда б вы знали, из какого сора рождаются стихи»? И откройте тайну: из какого... ну, вещества, что ли, рождаются стихи Петра Антропова.

— Пишу: «Мои стихи рождаются из боли…» Но Ахматова в своем утверждении права, если учесть контекст создания того стихотворения. Она призывала поэтов быть понятнее для людей, ближе к ним, «как желтый одуванчик у забора, как лопухи и лебеда». Стараюсь следовать этому завету. У меня тоже одно стихотворение выросло из латгальского подорожника. А потребность писать возникает тогда, когда обижают или не понимают. Горько бывает и от того, когда обижают других. Сильные эмоции вызывает и восхищение. Правда, такое бывает реже.

«А фуршет будет?»

— Многолетний глава журфака МГУ Ясен Николаевич Засурский в шутку сказал однажды: тот, кто не умеет писать статьи сам, идет в преподаватели. Как Петра Антропова занесло в журналистику и как журналист Антропов стал педагогом?

— Пришел в журналистику с помощью поэзии. Посылал стихи в местные газеты в Резекне и Елгаве, куда меня перевели по работе. Их публиковали, предлагали писать заметки, пригласили на курсы рабкоров. Позже зачислили в штат елгавской газеты «Дарба узвара». С тех пор никогда не порывал с журналистикой. И в своей академии ежемесячно готовлю материалы для сайта БМА.

А на преподавательскую работу ушел не из журналистики, а из рекламы. Создал одно из первых рекламных агентств в Латвии. И тогда руководитель отделения связей с общественностью БМА (тогда — Балтийский Русский институт) Всеволод Качан предложил наладить практику для студентов. Получилось. Со временем доверили руководство дипломными работами пиарщиков. К тому же в те годы за работу в академии платили больше, чем журналистам.

— Вы активно занимаетесь увековечением памяти Валентина Пикуля. Более того, с Антониной Пикуль вас связывает долгая дружба, и вашу книгу стихов предваряют ее слова... Расскажите об этом!

— Все началось с библиотеки, которую в Старой Риге создала Антонина Ильинична. Там были книги, которых не было в других. Мы их нередко обсуждали. И ко мне невольно пришло уважение к этой эрудированной, доброжелательной и обаятельной женщине. Со временем оно переросло в восхищение ее подвижнической деятельностью для сохранения творческого наследия Валентина Саввича. Это она познакомила меня с этим удивительным писателем, патриотом России, подтолкнула меня к созданию стихотворения «Мы – русские и русскими мы будем», которое посвящено Пикулю.

Постепенно стал помогать Антонине Ильиничне в популяризации творчества писателя, у которого, как и у Есенина, было немало недоброжелателей. А она стала моим строгим и доброжелательным критиком.

— Вы всегда держите руку на пульсе всех латвийских событий. Текущий политический момент, что в нем, на ваш взгляд, сегодня самое важное и лично для вас, и для общества в целом?

— Вы несколько переоцениваете мои способности в этой области. Но как кто-то мудрый сказал, вы можете не заниматься политикой, но политика постоянно занимается вами. Это приходится учитывать.

Время сейчас сложное, порой непредсказуемое. Раньше мы верили, что завтра будет хоть чуточку лучше, чем сегодня. Теперь приходится привыкать к тому, что завтра для людей небогатых будет еще труднее.

Наше общество неуклонно деградирует в духовной жизни. Даже в книжных магазинах поэтические сборники вытесняют книги о здоровой и вкусной пище. А недавно один знакомый, которого пригласил на презентацию книги, даже не поинтересовался, о чем она, но спросил: а фуршет будет?

В этой ситуации самое главное не терять оптимизма и сохранять свое достоинство.

Не хлебом единым...

— Откройте еще секрет: как удается всю жизнь сохранять жизнеутверждающий оптимизм и скрывать возможные огорчения?

— Никаких секретов. Не считаю себя оптимистом. Просто во мне сидит какой-то ангел или чертик, который не позволяет быть на людях унылым жалобщиком. Как пишу в одном из стихотворений, «Я шучу, я за шутками прячу одиночество, горечь и боль…» Да и нельзя забывать, что в Библии уныние отнесено к смертным грехам.

— 75 лет по нынешним меркам — еще не время для итогов, но что все же считаете своими достижениями, а что неудачами?

— Трудно сказать... Думаю, главное — два моих сына, умных, креативных, работящих, которые с честью носят мою фамилию. А еще то, что мои стихи хоть чуточку да привлекли внимание к Латгалии.

О неудачах. Вы помните, что мечтать разучился уже в детстве? Поэтому не жду удачу, полагаюсь на свои силы и Божью волю. Бывают просчеты или неудачи. Но, чтобы их избежать, стараюсь соизмерять свои планы с возможностями.

— Знаю, в свой праздник вы больше, чем принимать добрые пожелания, любите дарить их сами. Что бы в этот день вы пожелали нашим читателям, вашим почитателям, ученикам, друзьям, всем жителям Латвии?

— Уделяйте больше внимания поэзии. Она плохому не научит. Один мудрец сказал, что в молитвах содержится то, что люди просят у Бога, а в стихах отражено то, что Всевышний хочет сказать людям. В Библии верно сказано: не хлебом единым жив человек.

Владимир КРУПСКИЙ.

Подписывайтесь на Телеграм-канал BB.LV! Заглядывайте на страницу BB.LV на Facebook! И читайте главные новости о Латвии и мире!
Комментарии (1)



Статьи по теме

Культура Квентин Тарантино не торопится снимать свой последний фильм

Квентин Тарантино пояснил, почему его десятый фильм точно станет для него последним, пишет CNN.

Культура Великий Гэри Олдман рассказал о планах закончить карьеру

Лауреат «Оскара» Гэри Олдман наметил план по скорому завершению актёрской карьеры. По словам британского артиста, это может произойти после окончания шпионского сериала «Медленные лошади» на Apple TV+.

Культура В РФ отменили детский спектакль с актером-мужчиной в роли принцессы

20 ноября «Первый театр» в Новосибирске отменил показ детского спектакля «Принцесса и Людоед», все роли в котором, включая роль Принцессы, играют актеры-мужчины. Ранее эта постановка стала предметом проверки Минкультуры региона на наличие ЛГБТ-пропаганды.

Культура В Риге пройдет молебен по жертвам Голодомора на Украине

На следующей неделе в Риге в храме Святого Петра пройдет вселенская панихида «Голодмор 1932-2022», которая будет посвящена жертвам украинского Голодомора, устроенного СССР, а также украинскому народу, который в настоящее время сопротивляются российскому вторжению.

Читайте еще

Культура Янис Стрейч: «Совет один – вкалывайте, сколько возможно!»
Один из самых знаменитых режиссеров среднего поколения Янис Стрейч, отметивший в прошлом году свое 85-летие, может похвастаться и еще одним своим юбилеем – 30-летием выхода на экраны картины «Дитя человеческое», которая была номинирована на «Оскар», первой картины ставшей независимой Латвии.
В мире Родни Кук: «Предлагаю организовать встречу Путина и Байдена на острове»
Родни Мимс Кук–младший, основатель и президент американского Национального фонда памятников и член Комиссии изящных искусств США, любезно согласился ответить на вопросы портала bb.lv.
Война на Украине «Украина будет воевать сама»: о мифах, рождении нации и звёздном часе Зеленского
Собеседник портала bb.lv — кандидат исторических наук Ярослав Шимов (1973), автор ряда книг о регионах Центральной и Восточной Европы. Уроженец Беларуси, окончивший МГУ, с 1999 года живет в Праге. Ведущий программ "Время свободы" и "Атлас мира".
Наша Латвия История жителя Латвии, доказавшего, что добро бывает с кулаками
Восемьдесят лет назад на территории оккупированной нацистами Латвии беспрерывно работала жуткая фабрика смерти, безостановочно перемалывавшая в своих челюстях десятки тысяч людских жизней.