29 марта, пятница
Гороскоп
Подписка
Поиск ПоискRSSFacebook Telegram Youtube Instagram ВКОНТАКТЕ list


Гороскоп Подписка Опросы Погода
Люблю! Люблю! Reklama.lv Reklama.lv Видео Видео Facebook Facebook Telegram Telegram Instagram Instagram ВКОНТАКТЕ ВКОНТАКТЕ Google News Google News

Современная история: Всё это рок-н-ролл!

Размер текста Aa Aa
Культура
BB.LV 18:40, 12 марта, 2021


в первых числах марта 1981 года начал действовать знаменитый рок-клуб в Ленинграде



Сорок лет исполнилось со дня, как состоялся первый концерт Ленинградского рок-клуба (РК). Он просуществовал десять лет, но оказал огромнейшее влияние на современную русскую культуру.

Сами основатели рок-клуба не могли и помыслить, какой резонанс получит начатое ими дело и что оно останется актуальным спустя сорок лет. РК помнят, им интересуются, детали его истории изучают десятки энтузиастов. Хотя начиналось все прозаично…

Золото рок-клуба

Власти тогда решили: необходим какой-то «загончик», в рамках которого могли бы уместиться самодеятельные музыканты, не вписывавшиеся в «официальную» песенную культуру – Ленинград в начале 80-х ими кишел. Художник Дмитрий Шагин, основатель движения «митьков», в разговоре с «Неделя СЕГОДНЯ» говорит:

– После Олимпиады 80-го года в стране началась такая «мини-оттепель». В городе разрешили организовать рок-клуб, одновременно возникли объединивший поэтов и писателей «Клуб-81», а также Товарищество экспериментального изобразительного искусства. Эти учреждения курировались товарищами из КГБ – и на деятельность в их рамках накладывались жесткие ограничения.

Владимир Рекшан (его предки, кстати, из Латвии), чья группа «Санкт-Петербург» одной из первых в СССР начала исполнять рок-н-ролл на русском и в 70-х была в числе лидеров ленинградской рок-сцены, отмечает:

– Никаких особенно сентиментальных чувств по поводу сорокалетия рок-клуба не испытываю, свою собственную музыкальную деятельность начал много раньше. Но с 83-го начал вести в рамках клуба семинар по рок-поэзии и оказался в центре этого всего… То было яркое и запоминающееся явление. В 70-е концертная деятельность ленинградских рок-групп носила неупорядоченный характер. К тому времени страна начинала уже «закипать», перестройка в 85-м имела под собой мощный общественный фундамент. Впрочем, не было бы рок-клуба – появилось бы что-то другое, схожее. Тогда очень многое делалось на неподдельном энтузиазме, и лишь годы спустя вылезли сумасшедшие с байками о том, что, дескать, «ЦРУ писало песни для Виктора Цоя, чтобы он подрывал ими советскую власть». Было ровно наоборот – именно советская госбезопасность дала «добро» на организацию рок-клуба. Там понимали, что в стране начинают «буксовать» социальные лифты, в молодежи копится недовольство, которому необходимо дать какой-то выход… Опять же, работники КГБ – они же не марсиане, а выходцы из того же самого народа. Они сами признавались, что не хотели душить музыку, которую любили.

Впрочем, один из организаторов рок-клуба Николай Михайлов, возглавивший его с 1982-го, советует меньше всего искать в деятельности РК «двойное дно».

– Подчеркиваю, – говорит Николай Дмитриевич, – создание рок-клуба являлось именно народной инициативой, а не решением спецслужб. Да, «кагэбэшники» за нами «присматривали». Мне как президенту рок-клуба приходилось с ними общаться – а куда деться? У нас ведь была организация, имеющая, по сути, отношение к идеологической сфере. Мне, как руководителю, приходилось лавировать между партийными, комсомольскими, профсоюзными органами. У всех у них были совершенно разные взгляды на ситуацию. Олег Калугин, позже сбежавший в США, а тогда являвшийся генералом КГБ, чуть ли не впрямую намекал, мол, «контора» являлась чуть ли не спонсором Ленинградского РК. Прочитав это, музыканты подступили ко мне: «Михайлов, где закопал золото КГБ?»

Скромно, но со вкусом!

– Что такое рок-клуб? – рассуждает Михайлов. – Идея, которая жива до тех пор, пока есть люди, готовые ее воплощать. Что же касается конкретно Ленинградского РК, то это была далеко не первая по счету попытка ее реализации. Рок-музыканты нашего города еще с начала 70-х думали о создании некоего объединения для совместного решения общих проблем и легализации концертной деятельности. Первую попытку в этом направлении предпринял знаменитый «битломан» Коля Васин: создал с товарищами «Поп-федерацию» (термин «рок» тогда еще не употреблялся). Она просуществовала года три, их поймали на продаже «левых» билетов. Администратора отправили года на два в дальнюю область, а Коля закопал в лесу свою любимую пластинку с автографом Джона Леннона – правда, потом снова откопал. В 1979 году, когда в Ленинграде было уже несколько десятков заметных рок-групп, на проспекте Энергетиков открылся Городской экспериментальный клуб любителей современной молодежной музыки (ГЭКЛСММ).

Из-за распада «по внутренним причинам» ГЭКССММ возникла некая годовая пауза, после чего собравшаяся инициативная группа двинулась в начале 81-го на Рубинштейна, 13, в находившийся там Дом народного творчества. Там как раз сменилось руководство и удалось договориться с новым начальством об организации рок-клуба. ДНТ относился к профсоюзным структурам, они, посоветовавшись с верхами, получили отмашку: пусть будет. РК зарегистрировался в Доме народного творчества на правах существовавших там кружков любителей индейцев, японских шашек, кактусоводов и так далее. Так, очень скромно, началась история организации.

– Благодаря наличию клуба у самодеятельных музыкантов появилась сцена, мы провели около 15 фестивалей, а также тысячи концертов как в стране, так и за рубежом. Всего в клубе состояло около девяноста групп, некоторые из них потом стали суперзвездами, – с гордостью говорит Михайлов.

Дмитрий Озерский, клавишник и автор текстов «АукцЫона», рассказывает:

– Первые выступления у нас начались еще до учреждения рок-клуба, в 81-м. Как и большинство парней, желающих работать музыкантами, мы активно «халтурили» на разных танцвечеринках, школьных праздниках и так далее. Это был неофициальный заработок. Когда появился рок-клуб, мы в него вступили, поскольку это открывало возможности легального музицирования. Правда, песни перед исполнением приходилось литовать, но особо серьезных проблем с этим не было. Собственно, для того рок-клуб и создавался под крылом официальных органов, чтобы держать всю эту «шушеру» под одним колпаком. Ну а в пределах рок-клуба особо никто никого не притеснял.

«Чудесные, романтические времена…»

Cходными воспоминаниями делится с «Неделя СЕГОДНЯ» и Александр Титов, бас-гитарист «Аквариума» и «Кино». К моменту основания рок-клуба он уже считался опытным музыкантом, играл в группах «Земляне» и «Август». Но «профессиональная» сцена не давала желаемого масштаба творческого самовыражения – эту возможность дал ему рок-клуб:

– Я участвовал в «Августе» с 81-го по 82-й год, после чего решил, что профессиональная сцена меня больше не интересует. Начал искать выход на группы, считавшиеся «любительскими» и числившиеся в составе уже тогда открывшегося рок-клуба. Эти группы с музыкальной точки зрения были мне интереснее. То, что потеряю по заработкам, меня не волновало. Главным критерием для меня всегда была важность того, чем занимаюсь. В рок-клубе чужим не был – даже участвовал в прослушивании на первой серии концертов. Не помню, как называлась группа, но в ней были и Александр Ляпин, и Евгений Губерман. Что-то у нас тогда не покатило, и прослушивание в итоге не прошли…

Поэт-авангардист, критик, журналист, автор текстов «Аквариума» и многих других рок-групп Анатолий Августович («Джордж») Гуницкий делится воспоминаниями о первом концерте Ленинградского рок-клуба, состоявшемся 7 марта 1981 года.

– Играли «Россияне», «Пикник», «Зеркало», «Мифы». Это было несколько безумное мероприятие в зале «Ленинградского межсоюзного дома самодеятельного творчества» на улице Рубинштейна, 13: ничего подобного раньше не было – концерты «самодеятельных музыкантов» раньше являлись делом фактически подпольным. Но администрация ЛМДСТ согласилась пойти навстречу и позже помогали нам, как могли… Спасибо им! Сейчас в этом зале размещается театр «Зазеркалье»... Там была ложа, в которой неизменно сидели кагэбэшники, персонажи из ВЛКСМ, из обкома Компартии. В лицо мы их не знали – но знали, что они там сидят, наблюдают... Они курировали клуб очень жестко, но это уже ни на что не могло повлиять. РК оказал очень мощное влияние на процесс назревавших и позже свершившихся в стране перемен. Записи состоявших в клубе групп расходились по СССР миллионными тиражами. На наши фестивали тоже приезжали люди со всей страны, зал был забит битком… Потом рок-клубовские фестивали переместились на куда большие площадки… Это были чудесные романтические времена, полные хаоса и веселья.

Первой из групп, принятой в рок-клуб, был и «Выход» Сергея Селюнина. Силя скончался в начале января 2021-го, и поговорить с ним мы уже не успели. Однако в декабре 2020-го он успел поделиться воспоминаниями с YouTube-каналом «Рок-клуб СПб»:

– Сам членству в рок-клубе особого значения не придавал, но наши тогдашние басист с барабанщиком Шурик Андреев и Миша Брук относились к этому с большой серьезностью – ходили на заседания, обзавелись «корочками»… Мы сыграли несколько концертов. Один, наиболее известный, совместно с группами «Кино» и «Странные игры». Помню, в одном из первых рядов сидел Свин (Андрей Панов, один из знаменитейших ленинградских панков. – Прим. авт.) и кричал: «Ребята! Пошли домой! Убирайтесь домой! Вас мамы ждут!»

Алексей Викторович Рыбин – известный сценарист и кинорежиссер. В начале 80-х он был сооснователем и гитаристом первого состава группы «Кино». Он так описывает первый концерт «киношников»:

– Вышел на авансцену Коля Михайлов. «Молодая группа… первый раз у нас… будем снисходительны… «Кино»…» – он говорил с залом минуты три, потом ушел за кулису. В ту же секунду раздался дикий, нечеловеческий, страшно громкий вопль: «А-а-а-а!!!…» Это была моя режиссерская находка. В зале засмеялись. Орал за кулисой Дюша (Романов) – у него был очень сильный высокий голос и достаточно большие легкие, продолжая страшно орать, он медленно вышел на всеобщее обозрение, прошел по авансцене к роялю и, еще стоя, крича и вращая глазами, ударил по клавишам. В этот момент Борис Гребенщиков точно включил фонограмму ударных, я, Витька и Фан появились на сцене из-за колонок и заиграли самую тяжелую и мощную вещь из тогдашнего репертуара: «Асфальт». Тридцать положенных нам минут мы работали как заведенные. Зал, правда, по-моему, совершенно не понял сначала, что вообще происходит на сцене – настолько «Кино» была непохожа на привычные команды. Потом все-таки очнулся от столбняка и начал реагировать на наше безумство. Фонограмма барабанов к заключительной песне «Когда-то ты был битником» была записана с большим запасом – мы планировали устроить небольшой джем, что и проделали не без успеха. Борис оставил исправно работающий магнитофон, схватил припрятанный в укромном уголке барабан, с какими ходят по улицам духовые оркестры, и с этим огромным чудовищем на животе, полуголый, в шляпе и черных очках торжественно вышел на сцену, колотя изо всех сил. С другой стороны сцены внезапным скоком выпрыгнул молодой и энергичный Майк Науменко с гитарой «Музима» наперевес и принялся запиливать параллельно со мной лихое соло а-ля Чак Берри…

Вернуться к истокам

Насколько ярким оказалось рождение рок-клуба, настолько же «смазанной» получилась и концовка его истории. Нет даже единого мнения насчет даты, когда именно он закончился.

– Слышал несколько версий, – говорит Михайлов, – когда прекратил существование «тот самый, настоящий» рок-клуб: в 84-м, 89-м, 92-м, 2002-м... Сам разделяю историю клуба на четыре периода: революционный – 80-е, рабочий – 90-е, стагнация – это нулевые, и сейчас – возрождение, новое начало. Революционный период закончился одновременно с радикальными переменами в стране, уходом из жизни множества выдающихся творцов, от Башлачева, Цоя до Курехина. Люди жили на износ, сжигали себя дотла… Мэтры, вроде «Аквариума, «Алисы», ДДТ, ушли в «свободное плавание». Но история рок-клуба на этом не закончилась. Сейчас возникает новый интерес к тому, что мы делали. Чем был хорош РК 80-х? В нем – зачастую вынужденно – собрались под одной крышей музыканты, художники, фотографы, техники, журналисты самиздатовских журналов, литераторы. Сейчас мы пытаемся хотя бы частично возродить ту замечательную атмосферу творческого братства. Конечно, то, что было тридцать лет назад, не повторится. А вот проблемы, стоящие перед молодыми музыкантами, ищущими свою аудиторию, остались. Сейчас капитализм диктует свои реалии, в одиночку прорваться нелегко. Но в Питере и сейчас есть большое количество талантливых, интересных музыкантов. Они владеют инструментами на порядок лучше, чем мы в свое время.

Музыкальный журналист и продюсер Андрей Петрович Бурлака руководил отделом информации Ленинградского рок-клуба, возглавлял самиздатовский музыкальный ежемесячник РИО. В разговоре с «Неделя СЕГОДНЯ» Андрей Петрович отмечает:

– Самое удивительное, на мой взгляд, в феномене нашего рок-клуба – это то, что он оказал огромное культурное влияние, в том числе и на тех людей, кто появился на свет уже после того, как клуб, по сути, прекратил существование. Причем особенно радует интерес не только к общеизвестным громким именам, но и к тем, кто так и не стал большой звездой. Копаться сейчас в огромном пласте рок-клубовской музыки – это значит испытывать радость коллекционера, открывающего для себя все новые самобытные явления: интереснейших музыкантов, группы, творившие талантливую, зачастую ни на что не похожую музыку.

И добавляет:

– Вижу здесь любопытную символику. Когда-то мы отмечали десятилетие основания клуба грандиозным концертом в большом ДК, двадцатилетие и тридцатилетие тоже сопровождалось обширными празднованиями. А концерт в честь сорокалетия состоится камерным составом в маленьком клубе – по сути, мы вернулись туда, откуда начинали.
Владимир ВЕРЕТЕННИКОВ, собкор «Неделя СЕГОДНЯ» в Санкт-Петербурге (Россия).
Фото из личного архива Николая Михайлова.

Подписывайтесь на Телеграм-канал BB.LV! Заглядывайте на страницу BB.LV на Facebook! И читайте главные новости о Латвии и мире!
Комментарии (0)



Статьи по теме

Культура Квентин Тарантино не торопится снимать свой последний фильм

Квентин Тарантино пояснил, почему его десятый фильм точно станет для него последним, пишет CNN.

Культура Великий Гэри Олдман рассказал о планах закончить карьеру

Лауреат «Оскара» Гэри Олдман наметил план по скорому завершению актёрской карьеры. По словам британского артиста, это может произойти после окончания шпионского сериала «Медленные лошади» на Apple TV+.

Культура В РФ отменили детский спектакль с актером-мужчиной в роли принцессы

20 ноября «Первый театр» в Новосибирске отменил показ детского спектакля «Принцесса и Людоед», все роли в котором, включая роль Принцессы, играют актеры-мужчины. Ранее эта постановка стала предметом проверки Минкультуры региона на наличие ЛГБТ-пропаганды.

Культура В Риге пройдет молебен по жертвам Голодомора на Украине

На следующей неделе в Риге в храме Святого Петра пройдет вселенская панихида «Голодмор 1932-2022», которая будет посвящена жертвам украинского Голодомора, устроенного СССР, а также украинскому народу, который в настоящее время сопротивляются российскому вторжению.

Читайте еще

Политика Латвийские власти придумали, как можно использовать здание Дома Москвы
Согласно предложению Министерства культуры, здание Дома Москвы после его перенятия государством можно использовать для развития творчества в области культуры и искусства.
Lifenews Вера и музыка: «Наша миссия – показать красоту и глубину духовной музыки»
Рижский православный камерный хор «Благовест» отметил свою 33-ю годовщину и 30-летие участия в православных богослужениях как приходской хор рижского Свято-Троице-Задвинского храма.
Наша Латвия Рижский кукольный театр вернулся в историческое здание
В конце прошлого года Латвийский кукольный театр вновь открыл двери своего исторического здания на улице Барона, 16/18.
Lifenews Скончался выдающийся латвийский художник Янис Гунар Калнмалис
Тихо и мирно снежным утром 7 декабря перестало биться сердце известного латвийского художника Яниса Гунарса Калнмалиса.