20 апреля, суббота
Гороскоп
Подписка
Поиск ПоискRSSFacebook Telegram Youtube Instagram ВКОНТАКТЕ list


Гороскоп Подписка Опросы Погода
Люблю! Люблю! Reklama.lv Reklama.lv Видео Видео Facebook Facebook Telegram Telegram Instagram Instagram ВКОНТАКТЕ ВКОНТАКТЕ Google News Google News

Оперная дива Млада Худолей: «Надо успевать, пока мы живы»

Размер текста Aa Aa
Культура
BB.LV 12:20, 22 сентября, 2022

Андрей Шаврей


Латвийская публика отлично знает замечательную певицу Младу Худолей, которая часто пела в Латвийской опере. А мировая оперная общественность ее знает как долголетнюю солистку великого Мариинского театра в Санкт-Петербурге. Правда, уже достаточно много лет Млада живет в США. А в Риге сейчас оказалась на несколько дней, поскольку с Латвией у нее столь много связано, еще с детства.



Латвийские корни

– Приятно видеть оперную звезду...

– Никогда не любила слово «звезда». Звездами не всегда становятся самые лучшие. По моим наблюдениям, звездами становятся прежде всего те, кому это просто позволили. Или кого назначили. Частенько нам преподносят в качестве звезд далеко не тех, кто лучше всех поет, пишет, рисует, играет. Кого-то выбрала судьба, а кого-то выбрали начальники и правительство. Я звезда Мариинского театра? Ну, была некоторое время. Хотя по моему статусу и отношению ко мне я в этом театре никогда себя звездой не чувствовала. Я скорее была, скажем так, необходимым специалистом, без которого некоторое время не могли обходиться. Я была всегда немного фрондерствующим элементом в театре. К примеру, достаточно яркий показатель: я входила, пожалуй, в пятерку «первачей», которых Гергиев, однако, никогда не приглашал на свои независимые западные постановки, во всяком случае в такие места, как Метрополитен-опера или Мюнхен.

– Какими судьбами вы сейчас в Риге?

– Я очень давно считала Ригу, и особенно Юрмалу, вторым домом. Когда Леонид Худолей развелся со своей первой женой и оставил ее с моим тогда еще маленьким папой, то дедушка женился на латвийской певице Леонтине Аболинь, драматическое сопрано и невероятно красивая женщина. У нее была дочь от первого брака Валда Илгесоне. Она до сих пор работает в Опере ведущей спектаклей. Или, как говорят за кулисами артисты, это «режиссер на пульте с матюгальником», который по трансляции объявляет: «А ну-ка пошли скорее на сцену! Сколько вас еще ждать?»
Так вот, я приехала пообщаться и закрыть все мои гештальты. Поднялась на башню Святого Петра, на которой я не удосужилась ни одного раза быть за все годы, что приезжала на дачу в Юрмалу к нашим родственникам. И даже если это родственники не по крови... У мамы и папы кровные родственники плавно исчезали по мере ухода наших родителей. У меня есть сестра Олеся Худолей, очень хорошая арфистка, ученица Дуловой – она осталась сейчас с моими племянниками жить в Москве, но редко видимся.

И папа жил в Риге, учился в музыкальной школе имени Дарзиня, окончил ее на отлично, только по латышскому у него была четверка. Потом уехал в Москву, но что характерно: в отличие от многих своих соучеников, которые разъехались по миру, он латышский не забыл и всегда, когда мы приезжали сюда в гости, со всеми разговаривал по-латышски, свободно. И моя преподаватель по Дарзиня Нина Бенатян, которая потом уехала в Москву, и моя бабушка, которая здесь была концертмейстером в филармонии и консерватории (у вокалистов, кстати) – постоянно сюда возвращались.

Я встретилась с Валдой, у которой несколько лет назад была онкология, у меня – тоже. Мы пережили все это и подумали, надо наконец-то встретиться и заодно показать моей семнадцатилетней дочери Елизавете эти места. Пока все живы. Надо что-то успеть сделать, не откладывать на завтра то, что можно сделать сегодня. И потом, еще одна немаловажная деталь: теперь стало так модно заряжать все новые и новые пандемии, что меня как что-то кольнуло, прямо почувствовала: надо ловить это окно. Сняли локдауны и масочные режимы, и поняла: надо ехать, черт возьми!

– У вас такой литературный язык!

– Что ж тут поделаешь? Я росла в ту эпоху, когда сленги еще были не в моде. И мое происхождение – мой дедушка Леонид Худолей (он, кстати, похоронен на рижском кладбище Райниса, некоторое время был даже главным дирижером Латвийской оперы). А еще так получилось, что мать моего дедушки Александра Чехова внучатая племянница Антона Павловича. И не просто однофамилица, а именно из Таганрога. И у дедушки всегда был высокого стиля эпистолярный слог. Возможно, напишу книгу, материал есть. У меня уже рабочий заголовок сформировался – «Из России с любовью, горечью и гневом. Не дневниковые записки и воспоминания».

« В Россию не хочу пока»

– В Россию будете возвращаться?

– Страшновато. Потому что мне некоторое время назад мне начали пенять – «эта американка». И во время каждого моего приезда каким-то образом меня немножечко подковыривали, ставили шпильку в бок. Я же вышла замуж за американца. Мы некоторое время пытались пожить в Петербурге, но моему мужу было тяжеловато и работу не найти. И я продала квартиру в Питере в 2008 году, и мы уехали жить в США. И в том же году я получила американский паспорт, но сохранила российское гражданство. США, в отличие от той же Германии, не заставляет устраивать твоему второму паспорту такое публичное аутодафе.

«Я хитропопая и на 25% еврейка, и попыталась усидеть на двух стульях сразу. И пела много и всюду, стараясь не испортить нигде отношения».

Боюсь, что если поеду сейчас в Россию, меня обратно не выпустят. Поэтому пока не хочу. Более того: думаю, что мое появление там на глазах у соседей моей сестры может ей тоже немножечко подпортить жизнь. Пока они не вспоминают, что у них родственники за границей, но в свете последних событий и в свете того, что ее некоторое время назад избрали председателем кооператива под названием (внимание!) «Большой театр» (звучит, правда?)... Мало того, что она играет в оркестре и преподает в музыкальной школе, она председатель кооператива.

– Напоминает фильм бессмертный «Гараж» с кооперативом «Фауна»...

– Это кооперативное здание, но гараж тоже имеется. Так вот сестру выбрали тем самым Швондером. А мы знаем, что такие люди подответственные по всем направлениям. И под нее копают и хотят снять с должности. И я не хочу даже произносить имя того, который туда пришел наниматься на должность, как в фирме «Рога и копыта». Это очень известный человек. Как бы не пошли уже даже анонимки, ведь, быть может, кому-то понравится ее большая трехкомнатная квартира в центре Москвы. Знаете, какие люди в этом доме жили? Раньше нашими соседями были Иосиф Кобзон, брат Плисецкой (хореограф Азарий), чечеточник Зернов. Очень многие крутые настоящие артисты.

– В США спокойнее? Где вы там живете?

– Мы живем на болотах! Как оперная героиня Феврония – на болотах! Вот пела-пела Февронию – и попала. Это пригород Миннеаполиса, штат Миннесота. Там хорошо, чудесно, чисто, спокойно и можно спокойно воду из-под крана пить, гулять, дышать.

– Вы собираетесь дальше петь? Инессе Галанте, которая старше вас, – поет.

– Она успела стать брендовой звездой, а мне не позволили.

– Но на сайте Мариинского театра до сих пор висит такая ваша биография, которая украсит любую звезду!

– Потому что я хитропопая и на 25% еврейка, и попыталась усидеть на двух стульях сразу. И пела много и всюду, стараясь не испортить нигде отношения. И теперь я пою практически нигде, потому что ковид и карантин меня вышиб из седла.

– Даже наша Элина Гаранча сказала, что ковид стал для нее испытанием!

«В Латвийскую оперу сказали не соваться»

– В течение этих двух лет я, не опасаясь ничего, все-таки ездила и пела понемножечку в Мариинском театре. У меня там, как говорится, самый «героиновый» репертуар. Сплошные героини – термоядерные, блокбастерные, стенкопробиваемые такие! Я там спела почти во всех операх Рихарда Штрауса, кроме «Электры». Практического всего Рихарда Вагнера, кроме Изольды... Кстати, в «Электре» Рихарда Штрауса я всё-таки пела – только не заглавную роль, а ее инженю-сестренку, Хризотемис… так что можно сказать, что я попала во всех операх Штрауса, которые идут на сцене Мариинского, только теперь настала очередь самой Электры… которую доучиваю. Я там пела тяжелейшие вещи. Я ездила, чтобы поддерживать спортивную вокальную форму и чтобы не совсем потерять сценический кураж. Но из-за пандемии я потеряла контракт в Метрополитен-опера. Осенью 2020-го я должна была ехать туда на постановку «Огненного ангела» Прокофьева, переносимого из Мюнхена (я там в Баварской опере пела эту оперу во втором составе), и я уже знала, какие будут мизансцены, кто будет режиссер, дирижер, какие партнеры и т.д. Но все закрылось – и без компенсации. И одновременно потеряла несколько хороших спектаклей в Лейпцигской опере, где должны были быть «Набукко». И да, это безвозвратно, потому что за это время в театрах изменилось руководство.



И еще за это время успела произойти некоторая вещь, которую в России теперь принято называть «специальной военной операцией». И все мои агенты, с которыми сотрудничала, растворились в воздухе.

– А попытаться петь в нашей Опере, с которой у вас так много связано?

– Я пела в Риге «Летучего Голландца» – Сенту. В первой постановке – некоего австралийского постановщика (не помню имя) – 1998–2000 годы, дирижер Гинтарас Ринкявичюс. Вторую постановку – тоже соответственно «Летучего Голландца» – уже в постановке и сценографии Андрея Жагарса (2004, Голландец – Эгил Силиньш, Эрик – Александр Антоненко; и позже несколько раз, в том числе на гастролях в Омане, в опере Мускат, 2013 юбилейный год Вагнера). Была «Пиковая дама» в постановке Жагарса (Лиза, в 2005 году, в том числе на гастролях оперы в Бордо – дирижер Андрис Нелсонс, Герман – Иен Сторе). А еще в 1999 году – заглавная роль в «Саломее» Рихарда Штрауса – на оперном фестивале ЛНО, дирижер Ринкявичюс, Иоканаан – Николай Горшенин, Ирод – Карлис Зариньш. А еще умудрилась выступить в новогоднем гала-концерте в Большой гильдии (Millenium-2000), где на площадке со мной вместе выступали коллеги из Мариинского театра и знаменитая Элина Гаранча. Приглашал – Дайнис Калнс.

Как бывшая Байрейтская стипендиатка считаю особой удачей также выступление в фонде Германа Брауна – в зале Вагнера, организованное в 1999-м моей очаровательной знакомой Инной Давыдовой, это был двойной сольный концерт «Отец и дочь» в рамках организованного ею фестиваля «Рига: город и люди» – навстречу к 800-летию города Риги, где моим концертмейстером был мой отец, пианист Игорь Худолей. Это событие было честью для меня и подарком для отца – вернуться по старой памяти в город детства, уже после путчей и распада СССР.

«Все смотрят биографию и понимают: ой, ей уже столько лет, она уже столько попела! Четверть века на сцене, в то время как у других ребята вчера окончили консерваторию и им сейчас надо работать».

А сейчас мне сказали, что в Латвийскую оперу лучше не соваться, потому что новый директор Эгил Силиньш и его супруга не захотят меня сюда. Хотя... может, это только разговоры? Боюсь, что это неприлично – дергать такого большого начальника. В общем, напугали меня, и я не суюсь. Дело в том, что, конечно, вокальную форму я сохранила, но могу сказать так, что расклад фигур на шахматной доске в «Алисе в Зазеркалье» напоминает тот самый момент, когда ты хочешь пойти к дому, но для того, чтобы войти в дом, тебе надо идти куда-то наоборот. А чтобы остаться на своем собственном месте – надо очень быстро-быстро бегать. А если хочешь попасть в новое место, то, как говорила королева шахмат, надо бежать еще быстрее. Так вот шахматная доска настолько перевернулась за время пандемии, и я понимаю, что сейчас все театры выполняют обязательства за не реализованные в пандемию планы.

И еще – давайте не будем забывать про молодежь. Вот если честно, я даже не в обиде, я философски к этому отношусь. Все смотрят биографию и понимают: ой, ей уже столько лет, она уже столько попела! Четверть века на сцене, в то время как у других ребята вчера окончили консерваторию и им сейчас надо работать. А у меня уже все есть вроде бы. По-человечески, по-христиански и по-граждански понимаю – молодежи сейчас надо дать пожить и поработать. И сменилось поколение зрителей, у которого теперь другие кумиры. У Гергиева есть свой джентльменский набор звезд, остальные сидят в запасе и пытаются сосать локти. Хорошо, если достанут.

Человек из Германии

– Наша великая певица Жермена Гейне-Вагнере всех удивила, когда в 52 года ушла со сцены... Правда, она решила просто уйти на вершине, чтобы ее такой запомнили...

– Я ее отлично помню. Она была в конкурсе жюри Глинки, на который я в молодости по наивности пошла, не заручившись предварительно поддержкой членов жюри (ну, вы понимаете). И она была одной из немногих, кто поставил мне честный бал.

Пока я сейчас пою – камерные концерты. Правда, редко. У себя в Миннеаполисе. Когда предлагают – поем. Был случай пару лет назад – я познакомилась в самолете с одним человеком из Германии. Лечу в Питер на фестиваль «Звезды белых ночей». Сижу, изучаю клавир. Он сказал, что безумно любит музыку. И не могу ли я сделать пропуск на спектакль «Аттила» с моим и Ильдара Абдразакова участием под управлением Гергиева? Помню, Абдразаков на тот спектакль, извините, Валуева пригласил с охраной, и Валуев потом пришел обниматься-целоваться за сцену. Так что у меня есть ныне «крамольная» фотография, где я с Валуевым, Гергиевым и Абдразаковым. Вот я сделала билеты знакомому по самолету, он с друзьями был страшно рад. И сказал, что если будет желание, приезжайте ко мне на фестиваль, я там устраиваю в Шветтингене (недалеко от Франкфурта) фестиваль в садах и парках. Правда, без гонорара, концерты благотворительные, но – перелет, проживание на вилле бесплатно. Помню, тогда был концерт в пользу белорусской певицы, которая стала инвалидом. Конечно, я согласилась. Это очень приятно и важно делать.

А Гергиев? Отнял у меня во время «Звезд белых ночей» премьеру «Тангейзера», пела молодая стипендиатка из программы миллионерши Аткинс (да-да, вдова того самого диетолога!), а он сам начал прятать глаза, потом сам стал прятаться, убегать, раздражаться, а я сижу в Петербурге, трачу денежки на проживание и жду своей очереди. Два спектакля все-таки дали мне. Но между ними был практически месяц перерыва... И мой муж в конце концов сказал: все, поезжай домой, потом вернешься. Я посмотрела расценки на самолет, ужас! И тут у меня всплыло: позвонила тому бизнесмену из Германии, спросила, можете в такие примерно даты устроить концерт? И он сказал: нет проблем. И вот сейчас я к нему полечу в третий раз... Доходы – или в пользу беженцев с Украины, или в помощь приюта их несчастных оставленных животных. Программа концерта уже другая: последняя часть из «Песен и плясок смерти» Мусоргского, «Думки Параси» из оперы «Сорочинская ярмарка», национальная песня «Щедрик». Спою в сопровождении хорошего концертмейстера Ацуко Кинашип – японки, живущей в Германии.

Подписывайтесь на Телеграм-канал BB.LV! Заглядывайте на страницу BB.LV на Facebook! И читайте главные новости о Латвии и мире!
Комментарии (0)



Статьи по теме

Культура Квентин Тарантино не торопится снимать свой последний фильм

Квентин Тарантино пояснил, почему его десятый фильм точно станет для него последним, пишет CNN.

Культура Великий Гэри Олдман рассказал о планах закончить карьеру

Лауреат «Оскара» Гэри Олдман наметил план по скорому завершению актёрской карьеры. По словам британского артиста, это может произойти после окончания шпионского сериала «Медленные лошади» на Apple TV+.

Культура В РФ отменили детский спектакль с актером-мужчиной в роли принцессы

20 ноября «Первый театр» в Новосибирске отменил показ детского спектакля «Принцесса и Людоед», все роли в котором, включая роль Принцессы, играют актеры-мужчины. Ранее эта постановка стала предметом проверки Минкультуры региона на наличие ЛГБТ-пропаганды.

Культура В Риге пройдет молебен по жертвам Голодомора на Украине

На следующей неделе в Риге в храме Святого Петра пройдет вселенская панихида «Голодмор 1932-2022», которая будет посвящена жертвам украинского Голодомора, устроенного СССР, а также украинскому народу, который в настоящее время сопротивляются российскому вторжению.

Читайте еще

Люблю! Совсем стыд потеряла: непристойные снимки Мадонны шокировали общественность
Поклонников возмутил не только выбор наряда, но и место для съемок.
Люблю! Анна Седокова начала считать дни после отказа от алкоголя
Певица Анна Седокова рассказала, что пытается избавиться от алкогольной зависимости. Подробностями она поделилась в своих социальных сетях.
Люблю! Муж певицы Натали внезапно умер в 53 года
СМИ сообщили трагическую новость: в 53 года скоропостижно скончался муж и продюсер певицы Натали Александр Рудин.