25 апреля, четверг
Гороскоп
Подписка
Поиск ПоискRSSFacebook Telegram Youtube Instagram ВКОНТАКТЕ list


Гороскоп Подписка Опросы Погода
Люблю! Люблю! Reklama.lv Reklama.lv Видео Видео Facebook Facebook Telegram Telegram Instagram Instagram ВКОНТАКТЕ ВКОНТАКТЕ Google News Google News

Чтоб не мучился: в Латвии нет денег для тех, кто завис между жизнью и смертью

Размер текста Aa Aa
Наша Латвия
BB.LV 06:35, 8 декабря, 2020 20


Суровая правда смертного часа — в одиночестве. Большинство семей, столкнувшихся с неизлечимым заболеванием родственников, если даже их состояние годами является стабильно тяжелым, вынуждены разрываться между близким человеком, нуждающимся в уходе — и собственной работой.


Источник: Иллюстративное фото

Министерство здоровья ЛР констатирует: "Принимая во внимание изменчивость структуры общества — старение населения, прирост онкологических и других заболеваний и то, что увеличиваются возможности диагностики и лечения, а также увеличивается продолжительность жизни людей — в настоящее время возрастает и в будущем увеличится число тех людей, которым будет необходим паллиативный уход".

Сегодня на заседание Кабинета министров вынесено подготовленное ведомством Илзе Винькеле концептуальное сообщение о паллиативном уходе, который предполагается обеспечить "вне зависимости от социально–экономического положения жителей" и сделать "качественной и доступной в смысле затрат услугой". В настоящее же время во всей Латвии работает всего 7 сертифицированных специалистов — трое в Риге и по одному в Даугавпилсе, Лиепае Кулдиге и Екабпилсе. При этом каждый занят еще и по основной специальности (семейный врач, терапевт, онколог).

Основная нагрузка при уходе, разумеется, ложится на сестер — в республике их вроде немало, 112 только по онкологической специализации, но 88,3% сосредоточены в Риге. А что делать семье безнадежно больного в Видземе, если там всего одна–две сестры?

Оплаченные из бюджета койко–места паллиативного ухода возрастают. Если в 2017 году помощь оказывалась 1868 пациентам, то в 2019–м — 2054. Около четверти больных эту помощь в течение года получают более одного раза, однако по этой статистике трудно создать представление о более чем скромных условиях, в которых содержатся люди. Минздрав констатирует, что должную поддержку "в настоящий момент система паллиативного ухода не обеспечивает". Что–то удалось сделать и во время пандемии: так, в июле вступил в силу порядок парентерального питания, при котором смеси вводятся больным прямо в желудок или кишечник, если у них поражены иные органы.

Социальный уход, по мнению минздрава, должен осуществляться самоуправлениями — ибо в основном касается санитарных нужд и уборки помещений. Это весьма затратные действия — на одно лицо требуется около 1000 евро в месяц. Поэтому, по данным на май 2020 года, помощь от Департамента благосостояния Рижской думы получали всего… 25 человек. Понятно, что количество нуждающихся в ней людей минимум на два порядка больше. Так, на конец прошлого года в Латвии услуги длительного социального ухода получали 11 980 человек, из них 1549 являлись лежачими. Логично, что примерно сопоставимое число находится по домам, на попечении родственников, отчаянно нуждающихся в поддержке. Однако кто в годину коронакризиса пойдет ухаживать за немощными? Только реальный рост финансирования мог бы способствовать коренному решению проблемы, но эта тема явно не в приоритетах новой столичной власти, озабоченной велодорожками…

Самой печальной сегодня является ситуация с паллиативным уходом для маленьких пациентов. Страшные диагнозы не разбирают возраста, и численность детей, нуждающихся в подобной помощи, оценивается по Латвии в 350. Однако соответствующие службы обеспечивают в режиме 24/7 только Ригу и Пририжье, а также Лиепаю и Курземе. Остальным — только консультации по телефону и визиты.

Следует отметить, что ситуация с детьми, да простят читатели за такое слово, подвижна — в течение года появляется 40–50 новых пациентов, а у 15–30 состояние здоровья стабилизируется настолько, что они более не нуждаются в уходе. Увы, и умирает до 20 человек…

Минздрав предлагает разделить паллиативный уход на три уровня. Если в первом будет задействован семейный врач, то во втором — дневной стационар и команда паллиативного ухода, в третьем же — больница. Предполагается интегрировать в единое целое медицинские (государственные) и социальные (муниципальные) службы, а также общественные организации. Между прочим, последние тоже действуют не на идейном топливе — к примеру, санитарный транспорт работает вполне себе по расценкам коммерческих такси.

Иными словами, все, как всегда, упирается в деньги — верней, в их отсутствие. Государство смотрит на вещи цинично — для него больные старики и дети неперспективный человеческий ресурс. Поэтому в данной ситуации разумней и честнее было бы предусмотреть широкое поле для страховой медицины. Знать бы, где соломку подстелить…

На момент начала пандемии в марте сего года в Риге в очереди на получение предоставляемых самоуправлением услуг ухода находилось 500 человек.

Николай КАБАНОВ.

Для справки: паллиативная помощь — подход, позволяющий улучшить качество жизни пациентов (детей и взрослых) и их семей, столкнувшихся с проблемами, связанными с опасным для жизни заболеванием, путем предотвращения и облегчения страданий за счёт раннего выявления, тщательной оценки и лечения боли и других физических симптомов, а также оказания психосоциальной и духовной поддержки.
Термин «паллиативный» происходит от паллиатив (паллий, покрывало, греческий плащ, верхнее платье) — неисчерпывающее, временное решение, полумера, закрывающее как «плащ» саму проблему — что отражает принцип паллиативной помощи: создание защиты от тягостных проявлений болезни, но не лечение самой болезни.

Подписывайтесь на Телеграм-канал BB.LV! Заглядывайте на страницу BB.LV на Facebook! И читайте главные новости о Латвии и мире!
Комментарии (20)



Статьи по теме

Наша Латвия В Рижский порт зайдет первый круизный лайнер этого сезона

Заходом судна Le Bellot французской круизной компании Ponant сегодня в Рижском порту откроется круизный сезон в этом году, сообщили агентству LETA представители Управления Рижского свободного порта.

Наша Латвия Страна свинцовых туч: погода в Латвии сошла с ума?

Ваш автор изредка созванивается со знакомыми аж из Мурманской области. Конечно, о погоде тоже говорим. И все чаще кажется, что Латвия — страна не на берегу Балтийского моря, но — Баренцева.

Наша Латвия Латвию пересекает циклон

В четверг в Латвии сохранится облачность, во многих местах пройдет дождь, в Курземе осадки будут небольшими, прогнозируют синоптики, пишет ЛЕТА.

Наша Латвия Как сэкономить: в Риге счета должны стать меньше

Это хорошая новость: перед следующим отопительным сезоном в Риге тариф на тепло, как ожидается, будет снижен в два этапа - в сумме он станет ниже, чем сейчас.

Читайте еще

Наша Латвия Медик рассказал, могли ли очевидцы помочь погибшему вчера в Риге мотоциклисту
Трагическую аварию в четверг, 11 апреля, в которой на Каменном мосту погиб водитель мотоцикла, прокомментировал заведующий Центром неотложной медицинской помощи Клинической университетской больницы имени Страдиньша Роберт Фурманис.
Lifenews В США провели первую операцию по выращиванию печени внутри человека
Ученые биотехнологической компании LyGenesis первыми в мире провели операцию по выращиванию печени внутри человека. Об этом пишет издание Nature.
Люблю! Принцесса Уэльская Кейт Миддлтон борется с раком
42-летняя Кейт Миддлтон, супруга английского принца Уильяма, скрывавшаяся от публики последние несколько месяцев, прервала молчание и обратилась к подданным через официальный аккаунт королевской семьи в соцсетях. Принцесса Уэльская сообщила о том, что у нее диагностирован рак. Сейчас Кейт Миддлтон находится на ранней стадии профилактической химиотерапии.
Наша Латвия «Доктор, хочу УЗИ живота!» Что не так с очередями в Латвии?
Как показало исследование Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) (данные 2022 года), Латвия занимает одно из самых высоких мест по количеству компьютерных томографических исследований, проводимых как в амбулаторных, так и в стационарных условиях - 200 исследований на тысячу жителей, тогда как в Финляндии - менее 50, пишет Latvijas Avīze.