29 марта, пятница
Гороскоп
Подписка
Поиск ПоискRSSFacebook Telegram Youtube Instagram ВКОНТАКТЕ list


Гороскоп Подписка Опросы Погода
Люблю! Люблю! Reklama.lv Reklama.lv Видео Видео Facebook Facebook Telegram Telegram Instagram Instagram ВКОНТАКТЕ ВКОНТАКТЕ Google News Google News

Быть рядом с осужденными: латвийцы, которые боятся жизни вне тюрьмы

Размер текста Aa Aa
Наша Латвия
liepajniekiem.lv 14:00, 27 февраля, 2021 1


В обществе царят различные стереотипы о тех, кто какое-то время провел в неволе. От таких лучше держаться подальше! – считают многие. Но есть и те, кто не только не отворачивается, но и помогает осужденным лицам и делает это добровольно.



Их еще называют соратниками – людей, которые клиентам службы пробации оказывают поддержку в решении различных практических вопросов и совершенствовании социальных навыков.

О криминальном прошлом не знают

В волонтерской программе Государственной службы пробации (ГСП) в Лиепае активно участвуют Санита Деюс и Линда Улане. Они соратницами стали сравнительно недавно – Санита в свободное от основной работы время сотрудничает с третьим клиентом пробации, Линда – со вторым.

«Можно сказать, что меня в эту программу заманили, я сначала этого не планировала», – с улыбкой сказала Линда, имеющая большой опыт волонтерской работы. Она участвует в работе общества «Ради види патс» и в рамках проекта «Умей и делай» преподавала молодым заключенным Лиепайской тюрьмы творческое письмо.

После завершения проекта Линда желала продолжить работу с заключенными, поэтому записалась на курсы общества «Bona fide Latvia», на которых и узнала о волонтерской программе ГСП.

Она согласна с мнением, что счастливый человек преступлений не совершает. «В тюрьме я не занималась какой-либо терапией, а преподавала творческое письмо, а это такой инструмент, с помощью которого человек волей-неволей раскрывается полностью, и тогда многое выходит наружу.

И там действительно много неуверенности, разочарований, отсутствие какой-либо поддержки в жизни.

Человек упал и расшибся, и после травмы всегда нарастает более толстая кожа. Все это я наблюдала в тюрьме», – рассказала Линда.

В свою очередь, Санита стала соратницей почти случайно: «Два года назад я была безработной, и, чтобы не проводить это время в тоске и печали, участвовала везде, где только можно было. Так заметила и эту возможность стать соратницей. Мне казалось это интересным, необычным, захотелось открыть для себя неизвестную еще грань жизни.

То, что на этой добровольной работе придется иметь дело с бывшими осужденными, не вызывало у меня опасений. Опасения и непонимание все еще есть у моих родственников и друзей. Но я верю, что в службе пробации профессиональное руководство, и я не думаю, что меня вовлекли в какое-то сомнительное мероприятие».

Соратников не информируют о том, за какое преступление осужден их подопечный. И Санита, и Линда говорят, что им это даже неинтересно знать. «Я не считаю, что мне нужна эта информация. Я хочу увидеть человека таким, каков он есть. С моим подопечным мы говорили о детстве, хотя я специально не просила его об этом рассказывать.

Он говорит о том, о чем хочет рассказать. Но я не спрашиваю, за что он сидел. Это не мое дело», – сказала Санита.

Не вдаваясь в детали, служба пробации все же предупредила Линду, что ее подопечный совершил связанное с насилием преступление и длительный срок провел в заключении.

«Это мне стоит знать только потому, чтобы понимать, на что обращать большее внимание, так как человек очень долго был изолирован от общества», – пояснила Линда.

Первый раз в музее

Соратнику нужно вести дневник о сделанном, но все, о чем говорилось во время встречи с подопечным, является конфиденциальным, за исключением случаев, когда действия подопечного могут принести вред.

Линда и Санита до сих пор не сталкивались с отрицательным опытом, участвуя в волонтерской программе. Подопечные не пытались занять у них деньги, не докучали телефонными звонками и т.д. Хотя во время обучения волонтеров предупреждали, что такие ситуации возможны.

Санита с положительными эмоциями вспоминает первого подопечного – молодого мужчину, которому она помогала решать практические вопросы: зарегистрироваться в Государственном агентстве занятости, с представителями фонда «Агапе» договориться о ночлеге, подключить интернет-банк и т.д.

А о втором подопечном она рассказала: «Мы пришли в социальную службу, чтобы решить вопрос с пособием, но там был перерыв на обед. Как же провести этот час с человеком, которого не знаешь? И я сказала, что неподалеку есть филиал музея, и предложила его посетить.

Мужчина был удивлен, он даже не знал толком, что такое музей. Он вырос в детском доме и в свои 29 лет ни разу в жизни не был в музее.

Он, колеблясь, согласился. В музее этот человек был приятно удивлен – к нему никто не относился плохо. Он был готов к тому, что кто-то на него накричит или косо посмотрит. Мой первый клиент был рад, что оказался на свободе, а во втором подопечном я заметила опасения и растерянность. Жизнь вокруг изменилась, все стало иначе. Он боялся вновь оказаться в компании прежних друзей, очень беспокоился о том, удастся ли найти работу, где будет жить».

Сейчас у него все в порядке, у него есть работа, квартира, которую теперь собирается ремонтировать.

Осуждение и много мифов

С 2017 года, когда Государственная служба пробации в сотрудничестве с Управлением мест заключения начала проект «Интеграция бывших заключенных в общество и на рынке труда», в Латвии обучены десятки соратников, но не все смогли выполнять эту добровольную работу длительно.

В основном в этом проекте поддержки участвуют женщины, нередко их основная работа связана с социальной сферой. «Нам бы очень хотелось привлекать к этой работе и мужчин», – рассказали представительницы территориального структурного подразделения Курземского региона ГСП Инга Зандберга и Жанна Рога.

Они рады, что у службы сложилось хорошее сотрудничество с волонтером Гунтисом Ивановским, который в качестве ментора работает и в тюрьме, и с клиентами службы пробации, но сотрудницы службы выразили сожаление, что общество трудно побудить к добровольной работе с осужденными лицами.

«Все это сопровождает осуждение и много мифов, – продолжила Ж.Рога. – Эту работу нужно воспринимать как миссию.

Я и сама видела, как в местах заключения молодые парни сидят по восемь лет и не ходатайствуют о досрочном освобождении только потому, что их пугает незнание жизни на свободе.

За то время, что они находятся в тюрьме, жизнь стремительно изменилась, и им нужна поддержка».

Мировой опыт показывает – работа волонтеров с правонарушителями является очень эффективной, способствует возвращению оступившихся в социум, снижает риск повторных преступлений и повышает уровень безопасности в обществе, – подчеркивает ГСП.

Соратником может стать любой человек, достигший 18-летия и владеющий государственным языком. Заинтересованные лица могут записаться для участия в этой программе на домашней странице ГСП vpd.gov.lv.

У соратников есть возможность получать до 30 евро в месяц на дорожные расходы, билеты на мероприятия, например, в музей, на каток. Соратники застрахованы, – пояснили в службе пробации.

Подписывайтесь на Телеграм-канал BB.LV! Заглядывайте на страницу BB.LV на Facebook! И читайте главные новости о Латвии и мире!
Комментарии (1)

Больше новостей


Статьи по теме

Наша Латвия Экуменический крестный ход в Вецриге собрал почти 1000 человек

В Страстную пятницу около тысячи верующих разных христианских конфессий вышли на улицы Вецриги, чтобы принять участие в традиционном экуменическом крестном ходе.

Наша Латвия Трагедия на Мукусалас: рижане возмущены и задают вопросы. Что говорят в думе?

Семья, друзья и общественность в целом были потрясены известием о том, что Роберт Миксонс, которого разыскивали два дня, был найден мертвым. Его нашли на водоразделе Даугавы на улице Мукусалас, примерно напротив домом под номером 21.

Наша Латвия В следующем году могут быть перенесены два рабочих дня - в мае и ноябре

В следующем году могут быть перенесены два рабочих дня - пятница, 2 мая, и понедельник, 17 ноября, говорится в проекте распоряжения, поданного на согласование Министерством благосостояния.

Наша Латвия «Где люди находят работу? Хочу работать, но не найти» - мысли молодой латвийки

Молодая женщина по имени Сигне поделилась в TikTok видео, в котором рассказывает о своем горе – невозможности найти работу, соответствующую ее желаниям.

Читайте еще

Наша Латвия Женщина расстроена безразличием окружающих во время беды
У каждого свой распорядок дня, планы, и вот мы все куда-то бежим, не переводя глаз ни вправо, ни влево... Неужели мы больше не можем кому-то помочь?
Наша Латвия Опасная ситуация возникла в популярном месте отдыха в Латвии
С приходом весны на популярной природной тропе в национальном парке Гауя сложилась опасная ситуация.
Наша Латвия Как люди живут в Илзе – в деревне, где нет магазинов, школ, врачей, ничего...
Представьте, что в том месте, где вы живете, были бы закрыты все учреждения, в том числе магазины, не было бы даже аптеки и докторантуры. Ничего.
Наша Латвия Американка назвала вещи, которые ее потрясли, когда она переехала в Латвию
Американка Лея переехала в Латвию полгода назад. Она работает учителем английского языка в Резекне.