Возникает очевидный вопрос: как же так? Чтобы «Бюро вакцинации» могло привлечь лучших специалистов страны, были установлены относительно высокие зарплаты, которые, в отличие от других случаев, поначалу даже не вызывали особых возражений. Почему результат не тот, на который мы рассчитывали?
Ответы на эти вопросы довольны просты. Если только вы посмотрите на них с правильной стороны. Так что давайте еще раз повторим эти вопросы. Были ли выбраны лучшие из лучших? Да, но вот дополнительный вопрос: в каком смысле лучшие? Почему-то мы убеждены, что интересы общества и бюрократического аппарата совпадают. Что хорошо для общества, то хорошо для бюрократии (государственного управления) и наоборот. На самом деле у людей и бюрократии свои интересы. В некоторых случаях они могут перекрываться, но очень часто они сильно различаются. Следовательно, лучшее для общества и лучшее для «аппарата» - не одно и то же.
Уж так устроен человек: он убежден, что находится в центре мира и все вращается вокруг него. Следовательно, он добросовестно считает, что весь огромный государственный аппарат тоже работает в его интересах. Или так должно быть. Соответственно, премьер-министр Кришьянис Кариньш, министры и все другие официальные лица находятся на своих должностях, чтобы, в первую очередь, заботиться о его, этого «маленького» человека интересах. К сожалению, это мнение в корне неверно.
Государственный аппарат, вся бюрократическая машинерия, как и любой другой организм (а эта машинерия состоит из живых людей), в первую очередь, заботится о своих интересах, своих удобствах и привилегиях.
Об интересах других людей, общества он заботится лишь постольку поскольку они совпадают с его собственными интересами.
Ключ в том, чтобы этот человек был плотью от плоти; знал правила игры, не лез с какими-то оригинальными предложениями, чрезмерной инициативой, самостоятельностью и независимостью суждений, не был слишком активным, не открывал рот. Главное, чтобы поведение этого человека не противоречило интересам так называемой элиты.
Взать, например, начальника Государственной полиции Арманда Рукса, который только недавно занял эту высокую должность. Каковы были критерии его номинации? Были ли у него высокие показатели раскрываемости преступлений? Требовали ли от него в кратчайшие сроки раскрыть «громкие» дела - например, дело Бункуса, дело Ребенка? Нет. При вступлении в должность Руксу таких требований ему не предъявляли. Выдвинули другие (разумеется, негласно), о которых Рукс был хорошо осведомлен. Всегда транслировать версии расследования, устраивающие «элиту». За что зверски убили Ребенка? Ну, конечно, чтобы похитить несколько дорогих часов.
Теоретически поймать этих грабителей было бы делом чести для полиции, но о чести давно никто не говорит. Главное - спокойно вариться в системе и не лезть с собственной инициативой или особым мнением. Таким образом, Руксу можно смело прогнозировать отличную карьеру, которая никак не связана с раскрытием реальных преступлений.
Вспомним знаменитый сериал «Семнадцать мгновений весны». Взаимное плетение интриг Мюллером и Шеленбергом не было в интересах Германии. Но по-другому аппарат работать не умеет, даже если за окном слышен грохот пушек русской армии.
Мы не должны забывать об этом, наблюдая за тем, что происходит и в нашем госаппарате.