Тайны «Виллы Ваза»: жемчужина Риги зависла между Латвией и Россией

Lifenews
BB.LV
Дата публикации: 20.07.2024 08:15
Тайны «Виллы Ваза»: жемчужина Риги зависла между Латвией и Россией

Немаленькая улица Эзермалас ведет начало от промзоны рижской ТЭЦ–1, вдоль бетонно–проволочных заборов бывших военных училищ, где и сейчас расположены объекты обороны и правоохраны.

С приближением к крупнейшему озеру Риги магистраль оживает — появляются частные домики, утопающие в яблоневых садах, и многоэтажные жилые здания эпохи социализма. По правую сторону громоздятся бетонные остовы начатого в "тучные" двухтысячные годы, и уже полтора десятилетия как заброшенного квартала новостроек. Наш же интерес — к зданию под № 34.

Чуть поодаль от дороги, в тени вековых деревьев, стоит величественный покинутый особняк. Что же охраняют здесь системы видеонаблюдения, о коих гласят предупредительные надписи?

Немецкий курорт на Штинтзее и его творцы

Если покопаться в топонимах, верней, гидронимах Риги — то многое узнаешь.

Например, Киш–озеро до независимости Латвии именовалось Штинтзее, от немецкого Stint. То есть — снеток, или корюшка — вот что привлекало рыбаков на местной водной глади. Манила она и отдыхающих. И вот на только что проложенной в 1902 году улице Ваза — в честь династии шведских королей, владевших Ригой с 1621 по 1654 год, закипела стройка.

Проект здания с роскошной деревянной внешней отделкой разработали видные балтонемецкие зодчие Иоганн Вильгельм Карл Нейманн (1849–1919, автор Музея искусств) и Карл Рудольф Герман Зейберлих (1878–1938, построил Рижский зоопарк). В конструкции нового здания явно прослеживались мотивы деревенских домов Баварии. Только размеры впечатляющие — три основных этажа плюс чердак и внушительный подвал, укорененный в песчаной дюне.

Назначение особняка — самое благородное: фамильный пансион Бергхольца. Отец семейства был присяжным нотариусом Риги, но, как говорят, еще немножечко шил — в принадлежащей ему недвижимости чистая публика должна была поправлять здоровье и нервы, взирая на озерную гладь и принимая живительные ванны. Можно сказать, что "Вилла Ваза", как назвали пансион, сделалась пионером отельного бизнеса на Кишэзерсе — сейчас он тоже присутствует в округе.

В годы независимой Латвии здание подвергается основательной перестройке. Внешний вид теряет характерный немецкий декор, получая больше сходства с типичными образчиками югендстиля.

Что интересно, исполнил заказ нового владельца доктора Хаха в 1929 году тоже немец — Николай Герцберг (1882–1957). Николай Карлович профессию получил в Высшей школе Штутгарта, а получив практический опыт под руководством архитектора Эрнеста Поле, Герцберг построил до Первой мировой полтора десятка многоэтажных каменных зданий.

Биография архитектора Герцберга удивительна — ему, вернувшемуся из эвакуации в Советской России в родную Ригу, удалось пережить здесь и репатриацию балтийских немцев в 1939 году, и все последующее. До 1957 года Герцберг трудился в Отделе строительства и архитектуры Рижского горисполкома. И оставил в наследство 2160 фото, запечатлевших улицы Риги и других городов. Негативы на стекле — поразительное качество.

А вот судьба одного из первоначальных авторов "Виллы Ваза", ставшей звездой местной архитектуры и в таком качестве увековеченной на открытке 1905 года, сложилась трагично. Лояльный российский немец Герман Зейберлих во время Первой мировой эвакуировался в Москву вместе с родным РПИ, потом стал в Иваново преподавать архитектуру. Был профессором, деканом тамошнего политехнического, потом служил в НИИ строительных материалов в Крыму. В Симферополе его в 1937 году и арестовали, обвинили в шпионаже в пользу Германии и расстреляли…

Несостоявшаяся российская школа

После Второй мировой войны здание на Киш–озере продолжало служить медицине. Вначале здесь поместили детский санаторий, затем территорию отхватили военные, обустроив здесь туберкулезный санаторий Прибалтийского округа. После вывода Северо–Западной группы войск РФ у здания был неопределенный правовой статус, пока в 1999 году его не переняло государство.

Ну а затем начинается самая захватывающая международная интрига. Дом по Эзермалас, 34, делается предметом латвийско–российских переговоров. Речь идет об обмене этой собственности на право Латвии снимать посольский квартал на московских Чистых прудах по ставке 1 рубль в год.

Было заключено межправительственное соглашение ЛР — РФ об условиях размещения посольств обеих стран. От нашей республики соответственный закон принял 10–й Сейм, а 29 апреля 2011 года его подписал президент Валдис Затлерс, посетивший перед этим Кремль и пообщавшийся с тогдашним президентом Дмитрием Медведевым и премьером Владимиром Путиным.

В пункте 1.1 содержится указание на то, что "Латвийская сторона передает Российской Федерации в собственность здания и строения… по адресу: Рига, улица Эзермалас, 34, все здание 001 общей площадью 2507,5 кв. м, насосной станцией 002 общей площадью 43,2 кв. м".

Но скоро только сказка сказывается. В 2018 году, то есть уже после "возвращения Крыма в родную гавань", внешнеполитическое ведомство ЛР упомянуло здание на улице Эзермалас как "передаваемое в аренду на 99 лет". "В данный момент происходит передача в эксплуатацию подъездной дороги к данной собственности, после чего последует регистрация дороги как инженерного сооружения в Государственной земельной службе. Как только будут проведены все изменения, Министерство иностранных дел представит документы в Земельную книгу на перерегистрацию указанного здания на имя посольства Российской Федерации в Латвии".

Посольство на улице Антонияс тогда же заявило: "Российская Федерация исполнила все условия, упомянутые в документе межправительственного соглашения. Когда конкретно собственность по улице Эзермалас, 34, будет передано Российской Федерации, нужно спрашивать латвийскую сторону. В любом случае будет необходимо время, чтобы после передачи имущества России мы могли бы его обследовать, в том числе также его техническое состояние".

Пакт Затлерса — Медведева

Занятно, что Рижская дума еще в 2017 году включила здание в реестр "руин категории B", к коему применялся повышенный налог на недвижимость. Очевидно, его вносило — за счет налогоплательщиков! — Государственное агентство недвижимости, на балансе коего дом был.

Неофициально же здание упоминалось как возможное место размещения российской школы — для детей дипломатических работников РФ и других государств. Между тем в кругах соотечественников, близких к посольству, проект такой школы всячески приветствовался, как и вероятная точка сборки "русского мира". Но, как известно, история пошла по иному сценарию… Хотя, может быть, оно и к лучшему — кабы такую школу все же чудесным образом создали, то сейчас она бы явно разделила бы судьбу Дома Москвы.

Так или иначе, юридически ситуация до сих пор не отрегулирована. 13–летней давности "пакт Затлерса — Медведева" о передаче собственности по–прежнему не денонсирован. Вилла в Межапарке остается интегральной частью договоренности о дипломатическом имуществе.

А распрощаться со зданием на улице Чаплыгина в Первопрестольной МИД Латвии даже при нынешнем климате межгосударственных отношений не готов.

Ник Кабанов
Все статьи

ТАКЖЕ В КАТЕГОРИИ

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ