От деревянному к каменному
История Иоанновского прихода начинается в 1810-м годах, и поначалу деревянный храм располагался на Всехсвятском кладбище, где ныне, у церкви Всех святых, раскинулся Тихий сад с памятным камнем воинам-афганцам.
Храм простоял там более 70 лет, считался в то время Всехсвятским и в 1882 году стараниями епархиального начальства был разобран и перенесен на нынешнее место. Здесь его заново собрали и присоединили к уже стоявшей тут с 1866 года деревянной часовне Святого Иоанна Предтечи, а чуть позже пристроили и деревянную колокольню. Освятили церковь в честь Иоанна Крестителя.
Храм все то время сам себя содержал, приход смог привести в порядок кладбище и даже собрать средства на приобретение двух колоколов, выставленных Гатчинским заводом Лаврова на проходившей в то время в Риге промышленной выставке.
Конечно, прихожанам хотелось молиться не в довольно тесном деревянном храме, который неустанно приходилось подновлять, ремонтировать и заменять сгнившие доски, а в просторном и величественном. Но «по бедности своей и скудости средств», как сказано в Воззвании начала ХХ века, которое мне довелось прочесть, «оставались они при своем скромном желании, твердо уповая на Господа, что настанет время благопотребное и на Иоанновском кладбище воздвигнется каменный просторный храм».
Прихожане и причт довольно крупного прихода берегли каждую копейку, отказывая в лишних церковных тратах, собирались пожертвования, и наконец-то некая начальная сумма скопилась. В 1903 году Иоанновское попечительство, рассчитывая на «благотворителей и созидателей Божьих храмов», испросив благословения епископа Рижского и Митавского Агафангела, намеревалось приступить к строительству хозяйственным способом весной 1904-го.
В преддверии столетия
Проект нового каменного храма был разработан епархиальным архитектором Владимиром Лунским. Но к началу строительства смогли приступить только в 1913 году. Вскоре началась Первая мировая война, потом революция, которые, понятно, строительство прервали.
И только в 1925 году недостроенный храм был обследован синодальным архитектором Владимиром Шервинским. Он отметил многочисленные дефекты несущих конструкций — трещины в арках, сводах и кровле, повреждения сводов от протекающей кровли, сквозные отверстия в простреленных куполах. Началось восстановление: своды были укреплены стальными стяжками, перекрыта кровля. Купола были увечаны крестами, выполненными по проекту Шервинского. Настоятелем храма в то время был протоиерей Николай Шалфеев, чье имя осталось в истории...
Сегодня храму вновь требуется ремонт — сказались годы испытаний после 1914-го. Понятно, незаконченная конструкция была подвержена всем капризам прибалтийской погоды и даже не раз обстреляна. Еще Шервинский отметил протекающую кровлю и как мог восстановил ее.
А ныне она снова дала серьезную слабину и требует ремонта. Поскольку крыша храма довольно сложной конструкции, чтобы восстановить ее, нужны немалые средства. Особенно по нынешним временам.
Давайте поможем нашему храму вновь засиять во всем своем величии! Тем более что интерьер просторного, высокого храма, недавно пережившего внутренний ремонт, очень красив и благолепен. Протекающая кровля его может сильно повредить.
Ведь смогли же наши предки всем миром со своих скудных копеек собрать средства на строительство каменного храма с высоким крыльцом и устроить там такое роскошное внутреннее убранство!
Разве мы слабее наших предков? Или у нас меньше веры? Ведь если всем миром, то и соберем... А Бог в долгу не бывает.
Счет для пожертвований:
Rīgas Svēta Jāņa Pareizticīga baznīca
Konts SEB bankA — LV63UNLA0002000701107
Наталья ЛЕБЕДЕВА.