Это, кстати, вполне было возможно — учитывая скорость, с которой в последние четыре месяца принимаются все «военные» решения. А принимаются они практически без каких-либо дискуссий.
Но на сей раз выбранная Пабриксом тема затрагивает права не только русскоязычных (как в случае с памятником или с реформой школ нацменьшинств), мнение которых обычно принято игнорировать. Тема срочного призыва, в том числе и женщин (!), касается практически всех латвийцев — и самих потенциальных призывников, и всех их родных и близких.
Поэтому внутри правящей коалиции решили действовать «хитро»: с одной стороны, поддержать саму идею возрождения системы обязательного призыва в армию, а с другой — воздержаться от принятия конкретных решений, которые могут той или иной части латышских избирателей не понравится.
Все сюрпризы — потом
По неофициальной информации, уже в августе, когда правительство возобновит свои еженедельные заседания (начиная с 9-го числа), может быть принята за основу сама концепция срочной службы, которую назвали тоже очень дипломатично - «служба обороны государства». В этой концепции будут обозначены лишь общие принципы возрождения (построения) системы обязательного призыва. А именно: то, что гражданами призывного возраста считаются мужчины и женщины с 18 до 27 лет. При этом на начальном этапе (переходный период сроком до 5 лет) происходит лишь добровольный призыв в вооруженные силы или на альтернативную службу, или в Земессардзе. В концепции будет зафиксировано и то, что с 2027-го года уже вводится обязательный призыв, но без подробностей.
Концепцию вынесут на общественное обсуждение, которое завершится уже ближе к парламентским выборам. Примечательно, что объединение, которое представляет Артис Пабрикс, в своей предвыборной программе тоже, на всякий случай, решило не распространяться подробно о планах возвращения к обязательном призыву. Во всяком случае в короткой части программы (4000 знаков), которая прикладывается к списку кандидатов в депутаты, только говорится о необходимости создания службы обороны государства. Это и понятно: все-таки данное объединение ориентируется на либералов, среди которых очень много пацифистов.
Четыре веских аргумента
Так или иначе, но у сторонников восстановления обязательной воинской повинности есть много веских аргументов. Во-первых, во всех странах региона уже в той или иной степени действует обязательный призыв, включая Литву и Эстонию. Во-вторых, война на Украине и решения НАТО по укреплению восточного фланга предполагают активизацию и местных вооруженных сил — едва ли здесь хватит только одной профессиональной армии Латвии, насчитывающей всего 7000 человек.
В-третьих, демографическая ситуация в Латвии в последние минимум 10 лет такова, что еще через 7-10 лет и уже этих 7 тысяч «штыков» в профессиональную армию будет не набрать. Учитывая рекордно низкую рождаемость и эмиграцию молодых юношей и девушек за рубеж.
В-четвертых, обязательный призыв позволит убить сразу двух зайцев: заодно и частично решить острую нехватку персонала в медицинских и социальных учреждениях. Многие уже забыли, что в начале 1990-х Верховный совет Латвии, чтобы уберечь латвийских парней от призыва в советскую армию, ввел альтернативную службу — этой возможностью воспользовались тысячи юношей. Они убирали в больницах, в пансионатах, выполняли другую важную, но не очень квалифицированную работу в социальных учреждениях. Ну а те, кто уже получили, например, медицинскую специальность, просто продолжали проходить альтернативную службу по месту работу — в больнице, или в другом медучреждении… Наверняка и сейчас найдутся молодые люди, которые стрельбе и рытью окопов предпочтут работу санитаров или работе в той же пожарно-спасательной службе.
Любой каприз за ваши миллионы
Конечно, создание системы обязательного призыва потребует, как бы господин Пабрикс, не старался эту тему обойти, огромных финансовых вложений — и на подготовку инструкторов, и на обеспечение призывников формой, оружием, питанием, денежным довольствием… Нужны будут новые казармы, придется расширять медицинскую службу, штат работников военкоматов… Многие эксперты говорят о необходимости дополнительно тратить на такую систему срочной службы до полумиллиарда евро! Сам Пабрикс осторожно заявил, что «предварительно понадобится от 100 до 120 миллионов», и то лишь через 5 лет, когда реально будет обязательный призыв. Учитывая, что служба будет длится практически 12 месяцев (11 месяц самой службы плюс месяц отпуска) и только на денежное довольствие потребуются десятки миллионов, очевидно, что министр обороны не очень сильный математик.
Попытка же вовлечь в систему службы обороны государства молодых соотечественников за рубежом может обернутся массовым отказом от гражданства ЛР.
Обороне не обучены
В любом случае, сначала политикам необходимо будет призвать тех же молодых людей на выборы, а уж потом призвать их в армию. Вопреки расхожему мнению, едва ли тема возрождения срочной службы будет активно обсуждаться во время предвыборных дебатов. Ведь ни одна из представленных нынче в парламенте сил не рискнет в нынешних «военных» условиях выступать против необходимости подготовить по крайней мере мужчин к защите Родины и вообще к действиям в экстремальных ситуациях.
У нас в стране проблема не только и не столько в том, что нынешнее поколение мужчин в возрасте от 18 до 30 лет никогда не держало в руках оружие (последний срочник завершил службу в ноябре 2006-го), а в том, что население вообще смутно представляет, что такое гражданская оборона и как действовать в случае часа «Х». Латвийцы в своем большинстве знают только то, что когда звучит учебная тревога, то… волноваться не стоит.