Святой Иоанн — единственный выходец из Латвии, причисленный Русской православной церковью к лику святых. Рака с его мощами — на почетном месте в Христорождественском соборе, у правого придела, ей может поклониться любой человек, приходящий к святыне с верой. Священномученик Иоанн — наш самый «прямой и непосредственный» заступник перед Богом.
Свое служение на земле архиепископ Рижский и всея Латвии Иоанн завершил мученической кончиной 12 октября 1934 года. В 2001 году он был канонизирован в лике святых, и в 2003 году его нетленные святые мощи перенесли с Покровского кладбища в собор Рождества Христова.
«Когда ему советовали нанять охрану, только отмахивался, отвечая словами из Евангелия: «Господь мой заступник — кого убоюся?»
Владыка Иоанн любил уединяться на своей даче у Киш-озера: молился, размышлял, писал, работал на токарном станке — силы человек был недюжинной. Когда ему советовали нанять охрану, только отмахивался, отвечая словами из Евангелия: «Господь мой заступник — кого убоюся?». Но время было неспокойное, и однажды убийцы проникли в его дом, пытали, привязав к столу, а потом убили. Преступников так и не нашли, дело закрыли. Кому-то это было удобно…
Его прадед был из первых латышей, принявших православие, а сам он, выходец с хутора Илзескалнс под Цесисом, окончил Рижскую духовную семинарию и Киевскую духовную академию. Преподавал в Черниговской духовной семинарии, был инспектором Вологодской и Литовской духовных семинарий, епископом Пензенским и Саранским, Слуцким и Минским, Таганрогским, Приазовским и Екатеринославской губернии, Старицким и Тверским. Пострадал от рук большевиков — его не раз арестовывали, но Господь чудесным образом каждый раз вызволял своего избранника.
В 1921 году Святейший патриарх Тихон, откликаясь на просьбы латвийской православной паствы, направил в Латвию единственного на тот момент в Русской православной церкви этнического латыша — архиепископа Пензенского и Саранского Иоанна. Перед ним в Латвии стояли сложнейшие задачи сохранения канонической связи с Русской православной церковью и упорядочения юридического статуса Латвийской православной церкви, ее государственной легитимизации, которые после обретения страной независимости отсутствовали вообще. Владыку встречали на Рижском вокзале 24 июля 1921 года торжественно, крестным ходом.
Владыка поселился в подвале собора Рождества Христова — в знак протеста против того, что католический епископ занял резиденцию православных владык на Маза Пилс.
Яркий церковный деятель, дипломат, обладающий великолепным даром слова, прекрасно владеющий русским и латышским языками, архиепископ Иоанн становится в 1925 году депутатом II сейма ЛР от блока православных избирателей и русских общественных организаций. Он произносил с трибуны пламенные речи в защиту своей паствы, которую никогда не разделял по национальностям. Неслучайно его называли «мужем борьбы»...

Владыка Иоанн вознес нашу Церковь на должную высоту, упрочив ее положение в латвийском обществе и морально, и законодательно, и экономически. Конечно, это было очень нелегко — врагов у архиепископа Иоанна было немало. Но он сумел их победить и переубедить. Мы всегда чтим его святую память…
ЧИТАТЬ ЕЩЕ: 88 лет со дня убиения сщмч. Иоанна Рижского. Где и как можно почтить его память