«Этот вид жесткой экономии оказывает деструктивное воздействие», - об этом пишет пбозреватель Neatkarīgā Бенс Латковскис.
Министр финансов от «Нового Единства» Арвилс Ашераденс недавно упомянул термин «новой реальности». «Он также предупредил правительство не принимать новых, дополнительных расходов».
«Что означает новая реальность? Это значит, что от ситуации, когда «денег больше, чем когда-либо» и премьер может летать на частных самолетах, следует перейти к модели, где «денег меньше, чем вчера» и думать не о том, что добавить сейчас, а о том, что если не совсем отнять, то ничего не давать. Как мы дошли до такой ситуации? Можно с умным лицом перечислять разные причины и бросать камни в огород нынешнего и предыдущего правительства, но конкретный дефицит доходов бюджета – это просто меньшая инфляция, чем планировалось. Более низкие цены и, следовательно, более низкие налоги. Прежде всего НДС. Почему инфляция ниже запланированной, мы поговорим позже, но сначала несколько слов «о принципах».
Принцип формирования латвийского госбюджета неизменен уже много лет в том смысле, что он планируется намеренно осторожно (с более низкими плановыми темпами инфляции и ростом ВВП, чем ожидалось на самом деле), чтобы потом появились «лишние» деньги, которые можно было бы бросить на эти цели тем, кто кричит громче всех. Это давняя формула, которая позволяет год за годом говорить о том, что сбор налогов будет лучше, чем планировалось, и о том, что можно подбросить что-то для наибольших ворчунов».
Последние два года Латвия была лидером ЕС по инфляции. Однако, когда Брюссель и Франкфурт приняли антикризисные меры — в частности, повысили ставку по кредитам — то Латвия также отреагировала молниеносно, и в настоящее время инфляция у нас даже ниже целевого уровня в 2%. При этом в кредитных учреждениях ЛР скопилось огромное количество неиспользуемых средств вкладчиков: «Банковские деньги лежат как камень на дне морском. Необходимо эти деньги активизировать. Как?»
Между тем, в Латвии неразвита культура кредитования: «С момента обретения независимости государственная бережливость всегда признавалась добродетелью. Десятилетиями популяризировались лозунги: «В долг не брат», «Бездефицитный бюджет», «Эти деньги нашим детям и внукам придется отдать». Практически всегда эти лозунги экономии основываются на отечественном опыте, когда у каждого в кошельке есть определенная сумма денег, которую каждый может потратить или не потратить, тем самым экономя и в дальнейшем используя ее более эффективно. Этот вид жесткой экономии оказывает деструктивное воздействие на экономику в целом, где участники экономического процесса участвуют во взаимных денежно-товарных отношениях. Особенно, если «сберегают» долгое время.
В государстве, в отличие, скажем, от семьи, существует бесчисленное множество участников рынка, которые ежеминутно создают взаимные экономические отношения. Чем выше экономическая активность каждого из этих участников, тем лучше для всех. Если никто ничего не покупает и не пользуется услугами, то никто ничего не сэкономит. Экономика просто остановится, и произойдет полный крах». Поэтому, считает Б. Латковскис, надо переходить к жизни по принципу: «Тратим больше, живем лучше».