«Быть латышом выгодно», - под таким заголовком в журнале Ir экономист Петерис Страутиньш сравнивает нашу страну с соседями.
«Впервые за многие годы доля ищущих работу в Латвии ниже, чем в Литве или Эстонии. Безработица в течение года выросла во всех странах Балтии. В начале этого года доля ищущих работу в Латвии составляла 7,2%, в Литве – 7,8% и в Эстонии – 8,2%. Про нашего северного соседа все понятно, там длительный экономический спад. Литва, с другой стороны, в настоящее время является наиболее экономически успешной страной Балтии. Однако быстрое развитие также может быть связано с дискомфортом. Очень быстрое развитие отраслей экспортных услуг в столице также создает стрессовые ситуации – как для людей, которым приходится конкурировать с работниками этих отраслей на рынке жилья, так и для других отраслей, которым приходится успевать за рынком труда. Так что можно сказать, что быть латышом сейчас выгодно. Причем это счастье распределяется все более равномерно. Уровень зарегистрированной безработицы (здесь речь идет о другом источнике данных, а не об нулевых опубликованных данных обследования рабочей силы) в столице уже давно «сдвинут» до отметки в 4%, что, по-видимому, является минимально возможным пределом в Латвии. В Европе есть регионы и даже целые страны, где безработица ниже».
Эксперт не скрывает, что Латвия отнюдь не находится в зоне комфорта: «Жизнеспособность экспортных рынков значительно ухудшилась в прошлом году, в то время как негативное воздействие роста импортных цен на благосостояние потребителей продолжалось. Ожидается, что в будущем ситуация улучшится».
Далее сам автор объясняет, что же он имел в виду в названии статьи: «Слова «быть латышом выгодно» верны и в другом, более узком смысле. Большая часть экономической статистики не собирается или, по крайней мере, не публикуется по этнической принадлежности. Однако такое имеется у части соискателей работы. Насколько доступны данные, у латышей этот показатель был ниже. В 2023 году этот показатель составил 5,8% среди латышей и 7,9% среди представителей других национальностей. Разница была еще более заметна в период после мирового финансового кризиса, когда безработица была намного выше, чем сейчас. В 2010 году соответствующие показатели составляли 16,6% и 24,2%».
В медиа появляются сообщения о том, что незнание русского языка является препятствием при трудоустройстве. Такие ситуации, безусловно, могут возникнуть. Столь широко распространенный язык неизбежно имеет экономическое значение. Однако для тех, кто плохо знает латышский язык, возможности гораздо более ограничены, и это понятно. Недостаточное знание государственного языка, безусловно, является частью объяснения более высокого уровня безработицы среди представителей других национальностей. Возможно, здесь имеется и влияние экономической географии. Однако это только предположение, поскольку люди, родным языком которых является русский, в большом количестве проживают как в самых богатых, так и в самых бедных регионах Латвии, поэтому здесь наблюдаются противоположные влияния».