06 июля, суббота
Гороскоп
Подписка
Поиск ПоискFacebook Telegram Youtube Instagram ВКОНТАКТЕ list


Гороскоп Подписка Опросы Погода
Люблю! Люблю! Reklama.lv Reklama.lv Видео Видео Facebook Facebook Telegram Telegram Instagram Instagram ВКОНТАКТЕ ВКОНТАКТЕ Google News Google News

Даугавпилс: путешествие сквозь века

Размер текста Aa Aa
Наша Латвия
BB.LV 13:00, 1 апреля, 2023

Владимир Веретенников


Нынешний Даугавпилс (в прошлом Динабург, Борисоглебск, Двинск) складывался как город на протяжении столетий.



Официальным годом его рождения считается 1275–й, но это спорная дата, ведь тогда был заложен рыцарский замок, развалины которого находятся в нескольких километрах от Даугавпилса.

Начало же тому, что позже стало современным Даугавпилсом, было заложено во второй половине XVI века. Причем к основанию Динабурга–Даугавпилса приложили руку такие исторические личности, как Иван Грозный и Стефан Баторий.

Рыцарский замок

История нынешнего Даугавпилса нередко открывается следующей выдержкой из хроники Ливонского ордена: "Новый магистр Эрнест Растенбургский по прибытии в Ригу и ознакомлении с положением дел увидел, что ему придется иметь дело главным образом с литовцами, участившими свои набеги. Для ограждения орденских владений со стороны Литвы другого средства не было, как строительство новых крепостей и содержание в них постоянных немецких гарнизонов, которые в военное время могли оказывать сопротивление вторжениям. Место для новой крепости было выбрано на берегу Двины, верстах в двухстах от Риги. Новый магистр собрал войско и, взяв с собою все, что нужно для постройки крепости и ее снабжения, двинулся к намеченному месту и здесь же летом 1274 года заложил крепость, названную Динабургом".

Для строительства нового орденского замка был выбран высокий холм на берегу реки Дюны (так немцы называли Даугаву). По преданию, магистр сказал братьям–рыцарям: "Эта важная гора много сулит нам добра. Замок мы на ней поставим и себя от бед избавим". Новоиспеченная цитадель возвышалась на 24 метра и защищалась руслом Даугавы, двумя глубокими оврагами и рвами с подъемным мостом.

Замок был снабжен значительными боевыми и продовольственными запасами. Он стал резиденцией комтура (командора), в руках которого сосредоточилась власть над всей территорией, которую ныне занимает современная Латгалия.



Почти сразу выяснилось, что жизнь нового населенного пункта будет нелегкой. Уже около 1277 года замок осадил великий князь Литвы Тройден, штурмовавший Динабург в течение месяца. Литовцы построили четыре огромные подвижные башни для штурма, но их усилия не увенчались успехом.

В дальнейшем Динабургу пришлось пережить еще несколько нашествий. В 1313–м литовцы все же захватили и разрушили замок — но тогдашний магистр Ливонского ордена Герхард фон Йорке велел его восстановить. В 1396 году замок снова был разрушен литовцами — и в очередной раз восстановлен. Впоследствии литовский великий князь Витовт разрушал Динабург дважды — в 1403–м и 1418–м. Но оба раза замок восставал из пепла, как птица феникс.

Литовский великий князь Витовт разрушал Динабург дважды — в 1403–м и в 1418–м. Но оба раза замок восставал из пепла, как птица феникс.

В последующую эпоху замку пришлось отражать атаки иного неприятеля — приходившего уже не с юга, а с востока. В 1481 году, в ходе очередной русско–ливонской войны, Динабург оказался временно захвачен воинами великого князя Ивана III. В 1559–м, во время Ливонской войны, Динабург был занят русским отрядом, и некоторое время сам Иван Грозный использовал его в качестве своей резиденции. Затем русские войска оставили замок — но, как оказалось, относительно ненадолго.


Иван Грозный
Иван Грозный

В 1577–м русский царь после двух недель осады вновь захватил Динабург. В ходе осады артиллерия Грозного использовала огромные пушки, швырявшие ядра весом в двадцать пудов (320 кг). Царь велел разрушить Динабург, ведь замок мешал его войскам при походах на Ригу. В дальнейшем развалины замка в течение нескольких веков служили для окрестных жителей богатым ресурсом камня и кирпича. Окончательно его разобрали в первой половине XIX века.

На месте шанца Ивана Грозного

Иван Грозный велел приступить к сооружению новой крепости — на месте, находящемся от прежнего замка в восемнадцати километрах ниже по течению Даугавы. За исключительно короткий срок был построен шанец (укрепление), рассчитанный на оборонительные бои. Кстати, в 1819 году при сооружении Динабургской крепости неподалеку от находившегося там иезуитского костела была обнаружена медная доска с надписью по–русски, удостоверяющей, что когда–то на этом месте сам Иван Грозный заложил полевое укрепление. Эта доска долго хранилась в подвале военного собора крепости, а потом куда–то исчезла.

Вокруг основанного Грозным укрепления по обыкновению того времени стало складываться "гражданское" поселение, которое и стало зародышем будущего города. В 1578 году новый населенный пункт оказался в руках поляков. Это произошло в результате предательства назначенного царем коменданта крепости, потомка немецких рыцарей полковника Плятера. Он подпоил находящихся в укреплении солдат и впустил ночью отряд гетмана Ходкевича, вырезавший русский гарнизон. Однако местное население, обитавшее у стен крепости и состоявшее из латышей, немцев, литовцев, поляков и русских, никуда не делось. Именно наличие там постоянных жителей позже позволило королю Стефану Баторию даровать новому населенному пункту Магдебургское право. Название же он унаследовал от старого замка — Динабург.

15 января 1582 года в деревне Киверова Гора, южнее Пскова, был заключен мирный договор между Россией и Речью Посполитой, заключивший многолетнюю Ливонскую войну. Согласно этому договору Речь Посполитая получила многие из территорий, ранее завоеванных россиянами в Ливонии. В их числе оказалось и место, на котором ныне раскинулся Даугавпилс. Именно на месте разрушенного русского форта польский "круль" Стефан Баторий начал строить новые укрепления. Городок окружили земляным валом, названным Баториевым. Этот вал тянулся на 340 метров вдоль Даугавы, с западной стороны — примерно на 140 метров, а с других сторон его протяженность составляла свыше 500 метров. Вал был укреплен шестью небольшими бастионами. Таков был зародыш того города, который позже стал современным Даугавпилсом.

Тем не менее выбор нового места вряд ли можно было назвать удачным. Находясь в низине у речки Шуня, у места ее впадения в Даугаву, Динабург каждую весну чрезвычайно страдал от наводнений, а его валы размывало ледоходом. Поэтому количество жителей росло очень медленно.

В сущности, в первые годы после своего основания новый Динабург представлял собой небольшой поселок всего в несколько десятков домишек. На помощь вновь пришел великодушный Стефан Баторий. Посетив городок лично, он так озаботился оживлением местной жизни, что даровал 26 марта 1582 года Динабургу Магдебургское право. Благодаря этому бывший поселок юридически приобрел статус города, освободился от власти воеводы, получил право избирать собственный магистрат, состоявший из бургомистра и четырех советников.

В июне того же года в Динабург нагрянула ревизионная комиссия во главе с великим литовским князем Тишкевичем. Выполняя указ Батория, он к 2136 гектарам городской земли щедро нарезал еще несколько крупных земельных участков — в частности, вокруг речки Шуницы и Стропского озера. К концу приснопамятного 1582 года границы городских земель тянулись от нынешней Погулянки вдоль Даугавы до правого берега речки Стропицы, впадающей в Даугаву, и далее до озера Стропы. Динабург оказался на землях Задвинского герцогства, вошедшего в состав Речи Посполитой. Но не успел город окончательно обустроиться, как совершенно некстати в 1600 году разгорелась польско–шведская война. Дважды шведское войско под предводительством герцога Карла Зюдерманландского осаждало Динабург, но взяло его лишь с третьего раза. Правда, всего через месяц польский воевода Христофор Радзивилл отвоевал город. В результате всех этих перипетий несчастный Динабург вновь лежал в развалинах, а тут еще из–за войны разразился ужаснейший голод: горожане в буквальном смысле поедали друг друга, изрядно проредив тем самым собственную численность…

Из рук в руки

Растянувшаяся почти на тридцать лет война шведов и поляков, в ходе которой скандинавы брали Динабург дважды, превратила окрестные места в зону бедствия. Поскольку шведы захватили немалый кусок Задвинского герцогства, та часть его, что осталась в руках поляков, была переименована ими в Инфлянтское воеводство. Центром этой административной единицы и стал Динабург. Постепенно жизнь здесь вновь начала налаживаться.

Сказалось выгодное местоположение Динабурга на перекрестке дорог, ведущих в разные государства, позволившее его жителям выгодно заниматься торговлей и зарабатывать деньги.

Увы, через пару десятилетий небольшой город вновь постигло военное лихолетье — в 1654–м началась новая русско–польская война. При этом Речи Посполитой пришлось обороняться на два фронта: в 1655–м войну с поляками начала и Швеция. Шведы поспешили занять Динабург, являвшийся одним из главных центров польской Ливонии и контролировавший пути на Ригу — дабы не допустить его занятия русскими войсками.

Летом 1656 года российский государь Алексей Михайлович начал войну против Швеции, а в октябре заключил перемирие с Речью Посполитой. 18 июля 1656 года русская армия во главе с Алексеем Михайловичем осадила Динабург. 31 июля, во время ночного штурма, продолжавшегося полтора часа, русские войска ворвались в город. Царь велел возвести в Динабурге православную церковь, а город переименовать в Борисоглебск.

В начале 1666 года литовские войска блокировали русский гарнизон города Борисоглебска, которым командовал воевода Богдан Неклюдов. Гарнизон страдал от нехватки припасов и даже зимней одежды. После настоятельных просьб воеводы о помощи самодержец распорядился отправить на подмогу Неклюдову полк из Новгорода во главе с князем Иваном Хованским. Хованский пробился к Динабургу–Борисоглебску через глубокие снега и 18 марта одержал победу над литовцами, разрушив их осадные укрепления и обратив в бегство. Борисоглебский гарнизон был снабжен боеприпасами, продовольствием и снаряжением.

Однако по условиям заключенного в 1667 году между Россией и Речью Посполитой Андрусовского перемирия Динабург пришлось вернуть. На протяжении XVII–XVIII вв. он все еще представлял собой небольшой населенный пункт: например, на 1765 год в городе имелось всего три улицы — Рижская, Люцинская (Лудзенская) и Замковая. В 1772–м, по итогам первого раздела Речи Посполитой, городок вошел в состав Российской империи и был включен в Витебскую губернию. Мы очень мало знаем о раннем Динабурге из–за драматических событий конца XVIII века.

Отрицательную роль в судьбе Динабурга сыграл не кто иной, как Михаил Огиньский — знаменитый композитор и политик. Будучи родовитым польской вельможей, он счел своим долгом примкнуть к восстанию Тадеуша Костюшко, пытавшегося восстановить Речь Посполитую. Огиньский распродал свое имение, на вырученные деньги сформировал отряд и сам стал "полевым командиром". Обладая музыкальными способностями, он и пустил их в ход, создав специальный марш для своего формирования.


Михаил Огиньский
Михаил Огиньский

Вот так, под звуки марша, повстанцы направились к Динабургу — захолустному городишке с 3 тысячами населения. Исторические часы застыли на временной отметке 3 августа 1794 года.

О положении дел в Динабурге своевременно извещалась сама императрица Екатерина II. "7 августа. Читаны донесения губернатора полоцкого, что мятежники польские вторгаются в пределы вверенной ему губернии и уже приступили к Динабургу", — отмечал придворный журнал императрицы. А одна из следующих записей в нем гласила: "17 августа. Читаны донесения Ея императорскому величеству полоцкого губернатора Неклюдова от 11 августа касательно нападения на город Динабург польскими мятежниками, кои уже перебрались обратно за границу".

Восставший из пепла

Людям Огиньского не составило особого труда захватить слабо защищенный городок, который предали огню. От Динабурга мало что уцелело, и горожане оказались без крыши над головой. И еще одно обстоятельство, из–за коего бравый композитор заслужил на свою голову проклятия всех бывших, нынешних и будущих двинских краеведов: пожар уничтожил все архивные документы и материалы, накопленные в городе за его двухвековую на тот момент историю. Потому–то мы и знаем теперь так мало о первых веках существования Даугавпилса.

Русские войска подоспели к Динабургу лишь когда все было уже кончено, а поляки успели уйти. По обыкновению задним числом начали искать изменников и задержали помещиков Жебровского, Бениславского да конторского писаря Табулевича, "кои взяты под стражу по подозрению о согласии с мятежниками".

Поворотный момент в истории Динабурга имел место весной 1810 года, когда в его окрестностях стартовали строительные работы. Прибывшие солдаты воздвигали крепость, которая должна была защитить северо–западный рубеж империи. Впрочем, до начала нашествия Наполеона достроить ее не успели. Но даже и в недостроенном виде она на несколько недель задержала войска маршалов Удино и Макдональда, сорвав их наступление на Петербург.

Отрицательную роль в судьбе Динабурга сыграл не кто иной, как Михаил Огиньский — знаменитый композитор и политик.

После ухода французов работы над крепостью возобновились — а 21 мая 1833 года в присутствии императора Николая I состоялось ее освящение. Несмотря на это, строительство продолжалось до 1878 года. Вообще Динабургскую крепость фактически возводили дважды. Поскольку в силу того, что для нее изначально было выбрано очень неудачное заболоченное место, в 50–х годах XIX века там все начало разрушаться и обваливаться. В итоге пришлось заново забивать сваи, вновь возводить стены и строения, стараясь закрепить их как можно более надежно.

В окрестностях крепости начали активно селиться ремесленники, торговцы и прочий люд. Значение Динабурга еще более увеличилось, когда в 1860–м через город пролегла железная дорога, соединявшая Петербург с Варшавой. Начался взрывной рост городского народонаселения, быстро возникали новые кварталы, в городскую черту включались окрестные слободки и деревушки.



Знаменитый инженер Павел Мельников (позднее он стал первым министром путей сообщения Российской империи) построил дамбу, защищавшую Динабург от наводнений Даугавы. 14 января 1893 года указом царя Александра III Динабург в рамках ведшейся тогда компании русификации был переименован в Двинск.

Если в 1897 году, по данным Всероссийской летописи, население города составляло 69 675 человек, то в 1914 году — уже 112 837 человек! Двинск был крупнейшим городом Витебской губернии по населению и промышленному обороту.

Впереди предстояли бури и потрясения Первой мировой войны…

Подписывайтесь на Телеграм-канал BB.LV! Заглядывайте на страницу BB.LV на Facebook! И читайте главные новости о Латвии и мире!
Комментарии (0)



Статьи по теме

Наша Латвия Порывистый ветер и дожди: в субботу погода сильно лучше не станет

В субботу в Латвии будет дуть порывистый ветер и местами пройдут кратковременные дожди, вечером ветер стихнет и осадков не ожидается, прогнозируют синоптики.

Наша Латвия Кто больше всего тратит на военные нужды? Сейчас узнаете

Эксперт Латвийской конфедерации работодателей привел свежие статистические данные о затратах стран НАТО на оборону.

Наша Латвия В Риге запрещено купаться на двух пляжах

В Риге запрещено купаться в Даугаве напротив ул. Латгалес, 320, где отмечено незначительное цветение водорослей, и в Булльупе на ул. Бирзес - там повышен показатель кишечных энтерококков, сообщили агентству ЛЕТА в департаменте жилья и окружающей среды Рижского самоуправления.

Наша Латвия Доска жалоб: новые крышки на йогуртах – это чистый ужас!

«Говоря о крышках для бутылок. На бутылках с минеральной водой это еще можно стерпеть, хотя уже мешает, а вот питьевые йогурты — это ужас какой-то!», - пишет на «Доске жалоб» Весма.

Читайте еще

Lifenews Даугавпилс с размахом отметил день рождения – как это было
Ваш автор с семьей отправился во второй государственный город Латвии — и тут же встретил знакомых рижан: накануне выборов в Европарламент деятели значимых партий прибыли в приграничный региональный центр ЕС. И наверняка оценили атмосферу дружбы и сплочения.
Наша Латвия Член нацблока вне себя от праздника Даугавпилса: вы послушайте эти песни (ВИДЕО)
На празднике города в Даугавпилсе звучат выступления на русском языке, возмущается видный член нацблока Андрей Файбушевич.
ЧП и криминал Мэр Даугавпилса рассказал о нападении на руководителя больницы
После ножевого ранения руководителя Даугавпилсской региональной больницы медицинское учреждение работает в обычном режиме, заявил во вторник на пресс-конференции мэр города Андрей Элксниньш, комментируя нападение на руководителя больницы Инту Вайводе.
ЧП и криминал Ножевые ранения получила руководитель одной из крупнейших больниц Латвии - ЛТВ
На прошлой неделе в результате нападения была ранена руководитель Даугавпилсской региональной больницы Инта Вайводе, сообщает Латвийское телевидение, ссылаясь на неофициальную информацию.