Сказки латвийского леса: деревообработка ЛР становится на двухлетнюю паузу 0

Бизнес
РЕКЛАМА!
На опушке леса в Бауском крае растет деревянный дом.

На опушке леса в Бауском крае растет деревянный дом.

ФОТО: ПРЕСС-ФОТО

Все постсоветское время зеленое золото ЛР являлось основным экспортным товаром — причем в основном с низкой добавленной стоимостью. Вывоз непереработанной древесины особенно обогатил промышленников в годину коронакризиса, когда на "вертолетные деньги", разбрасываемые по всему миру, начался глобальный строительный бум.

Однако сейчас, по мнению Министерства земледелия, наступают непростые времена…

Наше бревно было на 62% дороже шведского

Согласно данным Латвийской ассоциации производителей и торговцев лесоматериалами, 2021 год представлял собой абсолютную вершину по валовому производству сырья из хвойных деревьев, если рассчитывать с 2017 года. Однако спустя три года произошло падение — с 1,093 миллиона кубометров за 1–й квартал до 0,997 млн.

"Оценивая ситуацию на рынках лесоматериалов в целом, свидетельствуем, что покупательная способность рынков сбыта продуктов древесины не увеличилась, строительство жилых зданий, в которой главным образом использовалась продукция древесины, уменьшается, и в соответствии с прогнозами Euroconstruct это падение продлится даже до 2026 года", — констатирует документ, подписанный министром Армандсом Краузе (Союз зеленых и крестьян).

Тенденция сокращения потребности в рабочей силе в отрасли налицо: в январе 2024 года в республике насчитывалось 7167 работников деревообработки, мебельщиков и представителей родственных профессий (в августе 2022 г. — 8012); 2812 операторов обработки древесины и производства бумаги (3252). И только число водителей лесовозов увеличилось с 750 до 859. Вероятно, это связано с тем, что производству на месте владельцы древесины предпочитают вывоз необработанного сырья.
Министерство земледелия направило на заседание правительства информационный документ о стабилизации рынка древесины и результатах ценовой коррекции государственного акционерного общества Latvijas valsts meži. В нем, в частности, указывается, что "причиной потери конкурентоспособности латвийских лесопилок хвойных деревьев — несоответствие сырьевого материала или распиливаемых бревен региональной рыночной цене".

Самым фантастическим результатом LVM могли похвастаться в апреле 2022 года — тогда в среднем еловое бревно диаметром 18–28 см в нашей стране стоило 127 евро, а в Швеции — 78 евро. С перенасыщением рынка владельцы латвийского леса были вынуждены умерить свои аппетиты, и вот уже в январе 2024 года цена практически уравнялась — 87 евро латвийская ель, 85 евро — шведская.

Прибыль госкорпорации снизилась на 7,54 млн евро

На хозяйственную деятельность сектора влияли и внерыночные факторы: от юридического спора относительно толщины вырубаемых деревьев до распространения в лесах опасного вредителя — жука–типографа. "Трудно корректно прогнозировать влияние механизма скорректированной индексации цен", — отмечают в Минземледелии. Приговор Конституционного суда от 8 апреля 2024 года, который был призван соблюсти природоохранные нормы Сатверсме, "породил очень негативную среду для инвестиций в деревообработку Латвии". Ко всему прочему прибавились неразрешенные вопросы компенсаций владельцам леса, создание охраняемых территорий в рамках программы NATURA 2000…

Так или иначе, из 997 тысяч куб. м деревьев хвойных пород, которые срубили в Латвии в первые три месяца 2024 года, почти 441 тысяча куб. м относится к государственному АО Latviajs Valsts meži. Там обратили внимание на уменьшение доходов и соответственно прибыли на 7,54 млн EUR.

Но так как прошлый год был еще ничего себе, то LVM прогнозирует, что размер дивидендов превысит уровень, запрограммированный в государственном бюджете — 138,9 миллиона евро, а прибыль предприятия за 2023 год после уплаты подоходного налога составит не менее 58,6 миллиона евро.

Если же говорить про направления деятельности Latvijas Valsts meži, то в 2023 году госпредприятие обеспечило реализацию 6,94 миллиона куб. м леса–кругляка, продажу 0,13 млн куб. м растущих деревьев и топливной древесины в эквиваленте 590 тысяч мегаватт.

Госкорпорация обеспечила восстановление и выращивание леса на площади в 18,9 тыс. гектаров новые посадки — на 39,1 тыс. гектаров. В LVM реализовали 53,6 млн саженцев деревьев, закупили 187,1 га земли для лесоводства и проложили 276 км лесных автодорог. Кроме леса предприятие занимается торговлей минеральными материалами и их смесями — в прошлом году 1,381 млн куб. м. Тем самым бизнес–модель государственного предприятия является в достаточной мере диверсифицированной, и колебания рыночных цен не окажут на него столь шокирующего влияния, как на владельцев частных лесов.

САЖЕНЦЫ

В текущем году LVM рассчитывает высадить 27,557 млн новых деревьев. В сотрудничестве с институтом лесоводства Silava на берегах рек Тора и Аге появились 3000 саженцев дуба, более 2000 березы, 200 осины и 200 клена. "Чем разнообразней прибрежная лесополоса, тем меньше загрязнений попадает в реку и успешней предотвращается смыв почвы с берегов", — отмечают эксперты–лесоводы.

С видением на 2050 год

В Минземледелия смотрят в долгосрочную перспективу — новые основные направления развития лесной и связанных отраслей будут простираться до середины XXI века. Ожидается, что в документе экономического планирования будет и стратегическая оценка воздействия на окружающую среду. Концепция будущего леса ЛР будет принята до конца 2025 года.

Пока же ведомство А. Краузе полагает, что ситуация в отрасли стабилизировалась и "имеющаяся модель ценообразования очень хорошо отражает реальную рыночную цену не только в Латвии, но также в регионе Северных государств". Министерство как держатель акций государственного АО LVM предлагает последнему вести свою ценовую политику и обещает до конца сего года внести в правительство проект решения "О максимально допустимом объеме вырубки леса на 2026–2030 гг." в соответствии с Законом о лесе.

Как и всякому документу правительства, "лесному", потребовалось согласование заинтересованных ведомств — Минюст и Минфин сделали это "без предложений и возражений", а Министерство охраны среды и регионального развития — "по умолчанию". Хотя кому, как не природоохранителям, сказать свое веское слово о судьбах латвийского леса…