На здоровье латвийского человека влияет многое, но лишь редкие вещества при этом способны параллельно внести вклад в государственный бюджет. На сегодняшнем заседании правительства глава Минземледелия Армандс Краузе рассказывает о своем плане повысить акциз на безалкогольные напитки, в составе коих содержится подсластитель, замещающий сахар.
«Не являются товарами первой необходимости»
В информационном сообщении сельскохозяйственного ведомства поясняется, что акцизный налог законодательство ЕС позволяет вводить и помимо трех традиционных позиций – нефтепродуктов, алкоголя и табака.
В данном случае, это безалкогольные напитки – «воды и минеральные воды с добавлением сахара, других подсластителей или ароматизаторов и другие безалкогольные напитки, а также другие напитки, не соответствующие определению алкогольных напитков, указанному в настоящем Законе, за исключением фруктовых и овощных соков и нектаров, напитков, содержащих не менее 10 процентов сока (кроме фруктовых соков, изготовленных из концентрата), не более 10 процентов добавленного сахара и не содержащих пищевых добавок и ароматизаторов, вод природных и минеральных, вод, обогащенных минеральными веществами и ароматизаторами, витаминами и без сахара, других подсластителей и вкусовых добавок».
Вот как рассматривает ведомство А.Краузе макроэкономическое значение документа:
«Основная цель акциза – фискальная, то есть обеспечение доходов государственного бюджета. Кроме того, целью акцизного налога является ограничение потребления товаров, наносящих вред окружающей среде и человеку, а также обеспечение доходов государства путем введения дополнительного налога на потребление (помимо налога на добавленную стоимость) на товары, которые не являются товарами первой необходимости и не затрагивают малоимущих слоев населения».
Здесь, конечно, можно поспорить – экологичные лимонады Made in Latvia из натуральных ингредиентов стоят на порядок дороже, чем привычные шипучки всемирно известных брендов. И как раз последние с удовольствием употребляются широкими народными массами, и вряд ли молоко нынешняя школота пьет в объеме большем, чем ту же колу. Хотя это и неприемлемо с точки зрения интересов отечественного сельского хозяйства.
Начали с 2 латов за 100 литров
Впервые за безалкоголь наши фискалы взялись в декабре 1999 года, когда ставка за 100 л облагаемого налогом товара была установлена в размере 2 латов. Изображенная на монетке корова как бы символизировала, что надо пить вместо иностранщины.
С 2011 года была установлена ныне действующая ставка, эквивалентная 7,4 евро. Но для напитков, с долей сахара более 8 г на 100 мл, она существенно повышается: с 14 евро (2022) до 17,5 (2024), а затем и до 21 (2026).
По опыту стран, ранее вводивших подобное повышение – от высокоразвитых Финляндии и Нидерландов до средненьких Португалии и Хорватии, объем потребляемой продукции в результате мог бы сократиться примерно на 20%. Какое воздействие это окажет на организмы латвийцев, из аннотации Минземледелия неясно, но зато предложения нахватали море дислайков.
«Ряд общественных организаций выступили против предложения депутатов Сейма, выразив негативное мнение отрасли безалкогольных напитков - ассоциация «Латвийская торгово-промышленная камера», ассоциация «Латвийская конфедерация работодателей», объединение «Латвийская федерация пищевых предприятий», объединение «Латвийская ассоциация предприятий безалкогольных напитков» и общество «Латвийский союз пивоваров».
Поедут за колой в Литву?
Справедливости ради, отметим, что Министерство земледелия упомянуло и возможные негативные сценарии для национальной экономики, на примере союзных стран.
Так, например, после того, как Дания в 2012 г. ввела акциз на безалкоголь, 60% потребителей, по опросам, стали массово закупать его в недальней Германии. В итоге спустя год Копенгаген свой налог отменил.
С упорством обреченного, держится за акциз Норвегия, несмотря на то, что после повышения в 2018 г. на 83% налога на продукты, содержащие сахар, и на 42% на подслащенные напитки, покупатели толпами мигрируют в шведское приграничье.
Но у богатых свои причуды, а у нас тут тоже под боком Литва, где пока подобных реформ не предвидится.
Кстати, все 19 подсластителей, которые официально разрешены в Евросоюзе, регулярно проходят проверку EFSA (Европейское учреждение безвредности продовольствия) – и сахарин (E954), аспартам (E951), сорбит (E420) и иже с ними являются вполне законными добавками. В Латвии, впрочем, чаще всего используется цикламат натрия (Е 952) — не содержащий калорий искусственный подсластитель, который в 30–50 раз слаще сахара.
Даже если взять аспартам, который уже в 200 раз слаще сахара, то продукты с его применением EFSA разрешает употреблять беременным женщинам и детям всех возрастов, включая младенцев. Единственная непереносимость – аллергия к входящему в аспартам фенилаланину (это ароматическая альфа-аминокислота, входящая в состав белков всех живых организмов и содействующая выработке гормонов).
Вызывает ли E951 рак?
Однако, в 2023 году аспартам попал на радары Международного агентства по исследованию рака, как потенциально канцерогенное вещество. «При использовании приемлемой суточной дозы на состояние здоровья существенно не влияет, - сообщает документ ведомства, - Однако необходимы дополнительные исследования, чтобы полностью определить влияние аспартама на здоровье».
Видимо, на деньги, которые Минземледелия планирует направить в бюджет страны, и будут проводиться подобные изыскания? Свежо предание, да верится с трудом. Скорее всего, по части здоровья населения мотивация гораздо меньше, чем желание пополнить доходную часть бюджета. Хотя перспективы здесь не то чтобы шикарные – ведь по данным 2022 года, 63,7% потребителей не пьют сладкие газировки от слова «совсем», и лишь 3,1% являются юзерами на ежедневной основе.
Но худо ли бедно, это тысяч 60 человек. Причем, что касается подслащенных напитков, то их целевая группа, в отличие от алкоголя, законодательно не ограничена по возрасту. И, вероятнее всего, молодые мамы, давая младенцам сок, вряд ли внимательно смотрят, состоит ли в нем, например, E959 – неогесперидин, в 1000-1800 раз более интенсивный подсластитель, чем сахар. Но, между тем, официально признанный в ЕС разрешенным к употреблению.
«Подсластители являются альтернативой сахару, поскольку они практически не имеют энергетической ценности (не содержат килокалорий), поэтому их часто позиционируют как средство для снижения веса или как средство контроля уровня глюкозы в крови у больных сахарным диабетом. Однако до сих пор неясно, какое влияние подсластители могут оказать на здоровье человека при использовании в течение длительного периода времени», - резюмирует Минземледелия.
Зато можно будет повысить сбор акцизов, которые ныне от общего объема по стране - свыше 1 миллиарда евро - взыскиваются с безалкогольного сегмента примерно в размере 3%.