19 мая, воскресенье
Гороскоп
Подписка
Поиск ПоискRSSFacebook Telegram Youtube Instagram ВКОНТАКТЕ list


Гороскоп Подписка Опросы Погода
Люблю! Люблю! Reklama.lv Reklama.lv Видео Видео Facebook Facebook Telegram Telegram Instagram Instagram ВКОНТАКТЕ ВКОНТАКТЕ Google News Google News

Писатель Виктор Ерофеев бежал в Берлин через Ригу (ВИДЕО)

Размер текста Aa Aa
Lifenews
Радио Свобода 15:11, 19 октября, 2023


Известному литератору надоело «все это г..но, которое текло сверху».


Василий Аксенов, Виктор Ерофеев, Владимир Высоцкий во время создания сборника "Метрополь" в 1979 году.

Еще в 1999 году Виктор Ерофеев сравнил русскую историю с каруселью, чем вызвал гнев обоих лагерей одновременно – и либерального, и консервативного. Парадоксальным образом писатель лучше других оказался подготовлен к 24 февраля 2022 года, поскольку, по его словам, было бы странно, если бы "карусель не приехала в конце концов обратно".

Знакомство с философией маркиза де Сада (эссе о нем принесло писателю первый успех в 1973 году) также всегда служило Ерофееву хорошей рамкой для понимания психологии постсоветской элиты. Впрочем, российский литератор – по мнению Ерофеева – в любом случае должен сегодня искать для себя другую точку отсчета – антропологическую в первую очередь, утверждает он в интервью "Радио Свобода".

– Какова ваша история отъезда из России? Как вы оказались в Берлине?

– Я меньше всего похож на эмигранта, потому что в течение многих лет жил на два города – Москву и Париж. Когда мне надоедал один город, я переезжал в другой, и обратно. Поэтому сегодня мои друзья шутят, что поскольку я теперь не в Париже и не в Москве, то дважды эмигрант. А я отвечаю, что моя европейская половина здесь, в Берлине, чувствует себя нормально: тут легче прокормить семью и сохранить свои корни. Еще Набоков говорил, что Берлин – это место, где не чувствуешь себя в эмиграции, поскольку этот город позволяет не принимать решения, в отличие от других городов. Берлин – это вокзал, из которого можно отправиться в разные стороны. Я отнюдь не склонен считать, что я чем-то обделен.

…Когда началась война, я был в Париже, потом уехал в Ригу, где был в жюри "Артдокфеста". Потом встал вопрос, возвращаться ли в Москву; надо было забрать семью – я приехал, мы собрались и уехали. На машине. Почему надо было уезжать? Многие годы в России было такое чувство, что петля затягивалась и отъезд неизбежен – это лишь вопрос времени. Но все же было ощущение, что эти ложь, лицемерие, все это говно, которое текло сверху и справа-слева, – они тебя как бы еще не затягивают полностью. А когда началась война, ты уже не можешь "отключаться", ты уже вместе со всеми дергаешься в этой петле.

…По дороге ничего трагического не случилось, но было ощущение, что переходишь в другое качество. Ведь, занимаясь литературой, ты автоматически берешь ответственность за нее. Каков бы ни был род этой литературы, она связана с Россией. А когда плывешь на пароме из Хельсинки в Таллинн, понимаешь, что эта ответственность превращается в фикцию. И тебе нужно взять какую-то другую точку отсчета. И волей-неволей упираешься в антропологию. В изучение природы человека как такового.

– В 1979 году вы затеяли "Метрополь", легендарное неподцензурное издание. Прошло 40 лет, и все вернулось к исходной точке: опять публиковать бесцензурное можно только за границей. Нет ли у вас ощущения, что полвека прошло впустую? Что эта жижа советская опять поглотила все, что прогресса как такового нет?

– Знаете, спустя 20 лет после "Метрополя", в 1999 году, вышла моя книга "Энциклопедия русской души", которая вызвала озлобление со всех сторон, всех лагерей. И либералов, и коммунистов, и консерваторов, и Кремля, и церкви. А я просто пытался проанализировать тезис о том, что в России, в общем, никогда не было истории. Поэтому слово "прогресс" для нее неуместно. На мой взгляд, Россия, в общем-то, жесткая, часто злая сказка. И – карусель. По сути, это одно и то же: сказка, закрученная в карусель. Должности не меняются, а меняются лишь актеры. Поэтому к 2022 году я оказался как бы более подготовленным: я ведь сам назвал эту антиисторию каруселью – и было бы странно, если бы она не приехала в конце концов обратно, в то же самое место. Но радоваться своему прозрению не приходится. С другой стороны, и удивления это не вызвало, когда все случилось.

– В "Энциклопедии" – одной из важнейших ваших книг – вы попытались выйти за пределы русской культуры, посмотреть на нее сторонним взглядом. В 1999 году это читалось как необходимая критическая прививка – но одновременно в этом была и надежда: а вдруг что-то сломается в этой карусели. Как стало возможно, что российский обыватель в большинстве сегодня ничего не чувствует, продолжает жить как ни в чем не бывало?

Ну, во-первых, карусель – как любая механика – стирает чувства, видимо, отбивает их. Все движутся в сторону прогресса, а мы крутимся на месте. Поэтому мы перестаем различать нюансы. Перестаем отличать движение от круговерти. Но сама карусель тоже имеет свойство стираться. Что мы сейчас и наблюдаем. Понимаете, и Кремль, и оппозиция создали две противоположные, но равным образом утопические идеи народного существования. Кремлевская утопия видна по телевизору, и она каждый год становилась еще более пухлой, разгоряченной от любви к родине. А утопия оппозиции состояла в том, что мы живем в оккупированной стране и надо просто произвести какое-то правильное действие – выборы или еще что-то – и, если все правильно расставить по местам, придет освобождение. И народ радостно бросится жить по нормам демократического общежития.

Эта утопия построена на том, что мы поднимаем народ ввысь, из маленького человека делаем богоносца. Или – наоборот – страдальца. Из маленького человека делаем жертву – и, естественно, эту жертву должны потом спасать. И это спасение приведет нас в итоге к новой России. Вот здесь как раз и происходит осечка – потому, что в России никогда не было опыта демократии. Считанные месяцы или пару лет – это все не то. В общем-то, мы эту утопию – о народном стремлении к демократии – выдумали, и я сам, нужно признаться, тоже в этом поучаствовал. Потому что очень хотелось, чтобы все произошло быстро. И безболезненно. Но теперь наши иллюзии развеялись – и выясняется реальное положение вещей. Народ за долгое существование карусели распался на несколько составных частей…

Виктор Ерофеев Родился в 1947 году в семье советского дипломата, личного переводчика Сталина. В 1955–1959 годах жил с родителями в Париже, в 1970 году окончил филологический факультет МГУ, в 1973 году – аспирантуру Института мировой литературы. В 1975 году защитил диссертацию "Достоевский и французский экзистенциализм". Известность получил после публикации эссе о творчестве маркиза де Сада в журнале "Вопросы литературы" (1973). В 1979 году за организацию в самиздате неподцензурного альманаха "Метрополь" был исключен из Союза писателей. По рассказу Виктора Ерофеева "Жизнь с идиотом" композитор Альфред Шнитке написал оперу, поставленную в 1990-е годы. Мировую славу принес писателю роман "Русская красавица", опубликованный в СССР в 1990 году, а также "Энциклопедия русской души" (1999). С 1998 по 2011 год – автор и ведущий телепрограммы "Апокриф" на телеканале "Культура". С 2003 по 2011 год вел передачу "Энциклопедия русской души" на Радио Свобода. Кавалер ордена Искусств и литературы (Франция, 2006), Кавалер ордена Почётного легиона (2013).
Подписывайтесь на Телеграм-канал BB.LV! Заглядывайте на страницу BB.LV на Facebook! И читайте главные новости о Латвии и мире!
Комментарии (0)



Статьи по теме

Lifenews Джей Ло не очень сходится с Беном Аффлеком (ВИДЕО)

Певица блистала без супруга — красивая, стройная и одинокая.

Lifenews Котор, который всегда с тобой: что происходит в древнейшем городе Черногории

Наш автобус медленно ползет сквозь туннель, который обычно пролетаешь за минуту. Как тянется время, когда вокруг скальная чернота. Первый раз в пробке под землей – ощущения своеобразные. Отчего-то особенно остро хочется плескавицы – горячего и пряного мясного печива на углях.

Lifenews Почему 32-летний Иван Янковский скрывает личную жизнь (ВИДЕО)

Его сыну скоро исполнится три года, назвали в честь великого прадеда.

Lifenews Бузова залезла на стол во время вечеринки у Рудковской (ВИДЕО)

И Киркоров вновь замелькал в объективах папарацци.

Читайте еще

Lifenews «‎Союз 24 февраля» призывает давать лучшим писателям РФ Путинскую премию (ВИДЕО)
В русскую литературу должны вернуться гражданственность и патриотизм, уверены Z-авторы.
Lifenews 51-летний гражданин США Солженицын дирижирует оркестром (ВИДЕО)
Игнат Александрович отказывается комментировать российскую политику.
Lifenews 80-летнюю Улицкую лишили гонораров от её книг (ВИДЕО)
Жизнь писательницы в ФРГ может материально осложниться.
Lifenews Кто такой издатель Суворин, без которого не было бы Чехова (ВИДЕО)
Алексей Сергеевич считал юного Антошу своим творением.