Комарики этим богатым на жару и ливни латвийским летом – зверские. Кто регулярно бывает на природе, не возвращается без обильных волдырей на всех открытых частях тела, не исключая участки головы, которые, как у меня, покрыты волосами уже давно не так чтоб густо...
Но что правда, то правда – на следующий день от укусов уже нет и следа. Молодые экологически чистые насекомцы! Однако когда нас это останавливало? И вот отправляемся в один из самых удаленных районов Риги – поселок бумажной фабрики Югла.
Разоренное дворянское гнездо
На самом деле, можно только удивиться, как столица незаметно превращается в деревню – только что был Межциемс, затем ротационный круг перед скандинавским мебельным дискаунтером, большинство товаров которого сделано в Китае, за исключением, быть может, очаровательных мясных и овощных катышков. А вот уже улица Бикерниеку становится узкой, все чаще попадаются автосервисы, и постепенно городская магистраль превращается в шоссе A2. Здесь уже граница с Ропажским краем, и Рига – кончается.
Пока же мы еще в городе, можно вспомнить, как у самого его края в Брекши стояла 83-я средняя школа. Пожалуй, единственное учебное заведение Риги, превращенное из дворянской усадьбы. Еще в XVII веке, у впадения речки Пикюрги в озеро Юглас, основали образцовое имение Дрейлингс од Хермсхофф. От него потом пошло название Дрейлини – принадлежащее и рижскому микрорайону, и населенному пункту в Ропажском крае.
Род Фрейтагов-Лорингофенов, происходивший из германской земли Вестфалия, в летописях упоминается еще в XII веке. В Ливонию они прибыли в конце XV столетия, причем стали осваивать земли далеко на Востоке – Арндт Фрейтаг получил земли в сегодняшней Латгалии, выстроив поместье Деммен (ныне Демене).
Россия «натурализовала» немецкое семейство, присвоив ему баронский титул. А самым знаменитым его представителем может считаться Вессель Фрейхерр Фрейтаг фон Лорингофен (1899–1944). Рожденный в усадьбе Гроссорн (ныне Салиена, Аугшдаугавского края), остзейский барон повоевал с большевиками во время бурных событий 1918–1920 гг.
Аграрная реформа независимой Латвии, независимость коей он отстаивал, обделила его род – и потому пришлось эмигрировать в фатерланд. И вот там полковник генерального штаба участвовал в заговоре против Гитлера.
Именно уроженец современной Латвии Вессель Фрейхерр Фрейтаг фон Лорингофен передал непосредственному исполнителю покушения на фюрера, Клаусу фон Штауфенбергу, адскую машинку, сработанную в секретной лаборатории Его Величества. Но несмотря на мощь английской бомбы, дубовый стол уберег бесноватого лидера нацистов, и наш благородный земляк был вынужден совершить суицид, дабы избежать пыток гестапо.
Собственно, школа – отличная функция для господского дома, ведь поместья и были в Лифляндии очагами культуры. И одна из представительниц семейства – Леокадия София Хелена фон Фрейтаг-Лорингофен (1842–1912) была выдающимся педагогом, основательницей первой женской прогимназии в 1872 году. Барышень обучали немецкому и русскому языкам, географии, игре на фортепиано – и шитью, кулинарии, консервированию.
К сожалению, после восстановления независимости Латвии школа в поместье Брекши быстро превратилась сначала из средней в основную, а в 2001 году вообще прекратила существование. Конкурсы на хозяйствование в Брекши окончились безрезультатно, и уже 15 лет имение стоит разграбленным и сгоревшим. А мог бы быть культурный центр, где для будущих поколений представлялась бы извилистая история дворянского рода...
По промышленным следам
Вскоре опять начинают попадаться дома, и вот – целый поселок. Некоторые здания явно из начала XX века, в иных заметен сплав советского «сталинского» стиля архитектуры со своеобразным изводом... готики. На таких окраинах в 1950-е годы зодчие экспериментировали.
Ну а бумажная фабрика усадьбы Югла была построена в 1858 году на юго-восточном берегу озера Югла как современное предприятие бумажной промышленности. В 1865 году появилось акционерное общество – Aktien-Gesellschaft Rigaer Papierfabriken. В 1884 году завод был известен как Ed. Brūns un Ko. В 1913 году здесь работало 225 рабочих. В 1938 году на предприятии работало 188 человек, производивших писчую бумагу, бумагу для печати и оберточную бумагу.
После Второй мировой войны завод был реконструирован и расширен. Появился и поселочек с соответственной инфраструктурой. В клубе играл оркестр, народ собирался на танцы, спортивные секции собирали футболистов, теннисистов, мотоциклистов и стрелков. В год выпускали 19,2 тысяч тонн бумаги – поставляли по всему СССР и соцлагерю. Смешной «Латбумпром» в 1982 году переименовали в гораздо более благозвучный бренд – Jugla.
Десятилетия новой экономической формации привели к постепенной деградации. Государственный, кооперативный, приватизируемый субъект хозяйствования постепенно хирел. Выяснилось, что из РФ поступает хлорированная целлюлоза, что чрезвычайно вредно для окружающей среды. В итоге в 2001 году фабрику исключили из Регистра предприятий.
Сегодня на месте бывшего индустриального центра – сразу целый сонм всяческих фирмочек. Я, например, несколько лет назад заказал тут целый комплект... оконных рам. Чего только здесь не встретишь сейчас – но прежде всего, все тот же вездесущий авторемонт.
Восьмикомнатный господский дом
Доминантой поселка, без сомнения, служит деревянное поместье в стиле классицизма, построенное в конце XVIII века. В силу отдаленности от тогдашней Риги ему удалось счастливо пережить пожар 1812 года, когда, испугавшись победоносного Наполеона, власти запалили предместья, приняв за разъезды корсиканца... пылившие вдали стада скота.
Ну а вот близ живописного берега озера Юглас на пригорке возвышается здание с колоннами. Площадь его свыше 500 квадратных метров, в доме 8 просторных комнат. Раскрою небольшой секрет – мне в обнесенный сетчатым забором заколоченный дом удалось виртуально проникнуть с одного портала о недвижимости. Имением там несколько лет назад торговали. Правда, видимо, без результата – и ныне объявление «неактивно». Так или иначе, кто-то, видимо, им владеет, хотя и не стремится облагородить.
Поодаль же можно полюбоваться озерными пейзажами. Юглас – второе по величине озеро, омывающее Ригу, после Кишэзерса. Его площадь 5,7 квадратных км, глубина до 2,5 м. Рыба самого разного диапазона – от крохотной плотвички до матерой щуки. И то тут, то там в кустах встречаешь рыбацкие плоскодонки. Жаль, конечно, что у бывшей бумажной фабрики никому из городских властей не придет в голову очистить многометровый слой осадков, накопившихся тут за полтора века индустрии.
Для справки
Юглас – второе по величине озеро, омывающее Ригу, после Кишэзерса. Его площадь 5,7 квадратных км, глубина до 2,5 м. Рыба самого разного диапазона – от крохотной плотвички до матерой щуки.