26 апреля, пятница
Гороскоп
Подписка
Поиск ПоискRSSFacebook Telegram Youtube Instagram ВКОНТАКТЕ list


Гороскоп Подписка Опросы Погода
Люблю! Люблю! Reklama.lv Reklama.lv Видео Видео Facebook Facebook Telegram Telegram Instagram Instagram ВКОНТАКТЕ ВКОНТАКТЕ Google News Google News

Ирина Павлова: "Сегодняшнее искусство — для ленивых душ"

Размер текста Aa Aa
Культура
BB.LV 09:57, 24 мая, 2020 2


В рамках проекта "Культурная линия" мы побеседовали в режиме онлайн с художественным руководителем российских программ Московского международного кинофестиваля (ММКФ) и одним из самых известных кинокритиков России, киноведом, сценаристом и педагогом Ириной Павловой. Тема: "Фильмы, предсказавшие будущее и сохранившие прошлое".



Напугайте меня!..

— Ситуация, которую имеем сегодня, так или иначе напрашивалась, потому что все время разрабатываются какие–то новые биологические штаммы, возникают какие–то эпидемии, — говорила Ирина Васильевна. — Нас все время чем–то пугали, но мы не боялись, с удовольствием смотрели фильмы про все это, в том числе картины про чуму в старинные времена, и вот сегодня столкнулись с этим вживую — с тем, что нам рассказывали и что мы теперь сами переживаем.

— Кино может формировать как губительные, так и оздоровительные сценарии. Но "катастрофных" почему–то создается больше. Почему?

— А почему по телевизору не стало хороших новостей? Не стало рассказов о людях, которые что–то хорошее сделали, чем–то удивили. Почему мы вообще привыкли к огромному количеству трупов и разрушений на экране? Видимо, человек подсознательно ищет какого–то освобождения от своих страхов через их нагнетание. И на этот запрос — может быть, даже молчаливый — кино и телевидение отвечают.

Представляю, как в советскую эпоху нам вдруг показали бы, условно говоря, атаку террористов на США 11 сентября 2001 года. Думаю, что стационары моментально заполнились бы инфарктниками. А в наши дни человечество смотрело это реалити–шоу, ужасаясь, но не отрываясь от телевизоров и не зажмуриваясь в ужасе. Смотрело, как люди бросаются из окон и летят с верхних этажей небоскребов…

А я помню, когда смотрела фильм "Андрей Рублев": там есть один ужасный момент, когда герою Юрия Никулина заливают горячее олово в рот. Я этот эпизод посмотрела один–единственный раз в жизни, когда еще не знала, что мне покажут. А все остальное время, сколько раз ни пересматривала картину, в ужасе зажмуривалась.

Но люди, видимо, сильно изменились. И они теперь не просто хотят, чтобы их пугали. Им становится скучно, когда их не пугают. Ну вот, пожалуйста — получите и распишитесь. Нас напугали всерьез. Только участниками этого реалити–шоу стали мы сами.

Роман женский, а кино жесткое

— Сегодня одним из главных фильмов, предсказавших будущее, называют "Заражение" Стивена Содерберга. Но есть российские сериалы "Колл–центр", "Эпидемия" по книге Елены Вагнер…



— Это совершенно разные продукты, сделанные непохожими друга на друга художниками. У меня профессиональный взгляд. Если кино меня лично не зацепляет, чтобы я смотрела, впившись в экран и сопереживала, начинаю рассматривать, где что наврали — чисто профессиональная въедливость. "Колл–центр" меня совершенно никак не зацепил, не доставил мне жажды эмпатии и сопереживания, хотя мне нравятся режиссеры Наташа Меркулова и Алексей Чупов и стилистика, в которой они работают, я понимаю их методику.

Что касается "Эпидемии" Павла Костомарова — Лена Вагнер написала женский роман, а я не люблю гендерных различий в искусстве. Роман был дамский, а Костомаров сделал очень жесткое мужское кино. Оно меня сначала очень сильно напугало, пандемия еще только начиналась, мы все не более чем с любопытством смотрели про Ухань, и в этот момент выстреливает этот сериал. Я в него впилась, мне стало очень страшно. Я не понимала поступков героев, но, когда пришла наша реальность, поняла, что Паша Костомаров понимает про современных людей больше, чем я.

Я думала, мир нежнее. Когда люди начинают бежать и прятаться, бросая своих стариков, — я думала, что этого не может быть. Сейчас я знаю, что может. И вижу сегодня таких докторов, как герой фильма, которые мчатся туда, где нет шансов выжить. Мир оказался не таким, каким я себе представляла, но таким, каким его показал в "Эпидемии" Павел Костомаров.

Кому поплакать в углу?

— Среди фильмов о войне, которые появились во множестве к 75–летию Великой Победы, очень много "дешевок", вранья или откровенно слабых, "недотянутых" картин. Как такое могло случиться?

— Я по новостям услышала фразу: "Сейчас стало модно иметь деда–ветерана". У меня воевали мать и отец, трое дядек и две тетки, у меня погиб дед… Я не знаю, модно их любить или нет? Я их любила — тех, кого знала. Молюсь за них, горжусь ими. И знаете, почему? Потому что, кроме моего папы, они не были профессиональными военными. Учителя, врачи, профессора. Обыкновенные люди, которые не планировали идти воевать добровольно. Но когда стало нужно — пошли защищать свой дом и семью.

Пошла бы я на их месте? Да побежала бы! Не знаю, была бы такой мужественной, как они. Но пошла бы точно.

И великие советские фильмы не разговаривали об идее "пойти на войну и стать героем". Так думали дети. А взрослые просто шли защищать Родину. Они летали, зная, что в них стреляют, сидели в окопах, зная, что туда падают бомбы. У них не было никаких шансов. И когда мне рассказывают про это в кино — я плачу. А когда сегодня мне показывают в новом кино полукомпьютерные игры про то, что все побежали, танки сами поехали, что пули долго–долго летят… Пули летят очень быстро!

Когда мне говорят, что 9 мая надо тихо посидеть, выпить водки и поплакать в углу, я знаю, кому надо поплакать в углу и погоревать, — Германии, Венгрии, Болгарии и Италии.

Нам есть чем гордиться. Наши солдаты победили в этой войне. Наши безоружные партизаны, наши врачи, которые не были готовы каждый день резать ноги. МЫ победили. И все, точка. И поэтому я люблю старые фильмы и не люблю новые.

— Что сделать, чтобы пробудить в кинематографистах любовь к народу?

— Родину либо любят, либо нет. Взрослого человека переучить невозможно. В начале перестройки я была либеральнее всех либералов. И обо что впервые споткнулась? Когда стали говорить, что война была между Сталиным и Гитлером. Как это? А на амбразуру Сталин ложился? А от голода Сталин умирал? И начинались долгие споры.

Американцы тем временем во всех своих чатах говорят: "наша победа". Они победили, понимаете? Они приватизировали себе нашу Победу. А мы просто погулять вышли. Потому что мы сами раздаривали эту Победу всем кому ни попадя. Кино должно быть про людей, а не про спецэффекты.

Наталья ЛЕБЕДЕВА.

"Люди, видимо, сильно изменились. И они теперь не просто хотят, чтобы их пугали. Им становится скучно, когда их не пугают".

Подписывайтесь на Телеграм-канал BB.LV! Заглядывайте на страницу BB.LV на Facebook! И читайте главные новости о Латвии и мире!
Комментарии (2)



Статьи по теме

Культура Квентин Тарантино не торопится снимать свой последний фильм

Квентин Тарантино пояснил, почему его десятый фильм точно станет для него последним, пишет CNN.

Культура Великий Гэри Олдман рассказал о планах закончить карьеру

Лауреат «Оскара» Гэри Олдман наметил план по скорому завершению актёрской карьеры. По словам британского артиста, это может произойти после окончания шпионского сериала «Медленные лошади» на Apple TV+.

Культура В РФ отменили детский спектакль с актером-мужчиной в роли принцессы

20 ноября «Первый театр» в Новосибирске отменил показ детского спектакля «Принцесса и Людоед», все роли в котором, включая роль Принцессы, играют актеры-мужчины. Ранее эта постановка стала предметом проверки Минкультуры региона на наличие ЛГБТ-пропаганды.

Культура В Риге пройдет молебен по жертвам Голодомора на Украине

На следующей неделе в Риге в храме Святого Петра пройдет вселенская панихида «Голодмор 1932-2022», которая будет посвящена жертвам украинского Голодомора, устроенного СССР, а также украинскому народу, который в настоящее время сопротивляются российскому вторжению.

Читайте еще