20 мая, понедельник
Гороскоп
Подписка
Поиск ПоискRSSFacebook Telegram Youtube Instagram ВКОНТАКТЕ list


Гороскоп Подписка Опросы Погода
Люблю! Люблю! Reklama.lv Reklama.lv Видео Видео Facebook Facebook Telegram Telegram Instagram Instagram ВКОНТАКТЕ ВКОНТАКТЕ Google News Google News

Битва при «Кабурге»: кооперативная Латвия на сломе эпох

Размер текста Aa Aa
Наша Латвия
BB.LV 17:13, 13 марта, 2021 3


Мы надеемся, что нашим читателям будет приятно вспомнить сейчас уже почти забытые названия культовых ресторанов конца 80–х: "Юрас перле", "Кабург", "Сените", "Аллегро". И заодно вспомнить атмосферу той эпохи перемен — с ее азартом и надеждой на лучшее будущее.



Что еще стоит отметить: легкий маразм (а иногда и нелегкий) при смене эпох никто не отменял. "Побоище в Кабурге"— в этом смысле история поучительная.

Шок, блёстки и оружие

1990 год. За один доллар дают уже от 10–12 рублей (в начале года) до 20–25 рублей (в конце года). Кооперативное движение на пике. В Риге расцвет комиссионных магазинов всех мастей, в которых торгуют по рыночным ценам. "Вы видели, там же сапоги по 600 рублей!"

На "жигули" восьмой и девятой модели цены в комиссионках колеблются от 32 до 42 тысяч рублей. Бензин продается от 11 до 15 рублей в зависимости от марки и времени суток.

Престижные проститутки в гостинице "Латвия" и ресторане "Кабург" стоят за 100 рублей, их цена в кафе "Ленинград", "Ласите" и "Магдалена" не превышает 50 рублей.

Размер взятки за аренду помещения, получение ссуды или материалов для кооперативов — 10% стоимости. Как минимум.

Оружие в начале года в Риге стоит еще относительно недорого: пистолет Макарова — 500–800 рублей за "чистый" ствол, "засвеченный " — 100–200 рублей; парабеллум — 800 рублей; кольт — 3000 рублей; "вальтер " — 400–600 рублей; "марголин" — до 500 рублей; АКМ — 1000–3000 рублей; газовый баллончик — 30–50 рублей.

Но к ноябрю цены на оружие выросли в пять раз. И инфляция была отнюдь не единственной причиной этого. Характерный штрих: 3 апреля два военнослужащих матроса (тогда это была еще Советская армия) похитили шесть автоматов АК–74, 700 патронов и 24 магазина. Потребовалось три месяца, чтобы их найти. В тот год было уже много оружия в сводках. Появилась и взрывчатка.

В Риге и Юрмале активно работает ОМОН (отряд милиции особого назначения). Такие подразделения создавались по всему СССР, поскольку стрельбы и взрывов становилось все больше. Рижские омоновцы тогда еще не стали легендарным пугалом — "омониешами". Поначалу они сопровождали разъезды публики из ресторанов. Впечатляющее было зрелище: час ночи, парни в бронежилетах, с автоматами устраивают "безопасный коридор" к автостоянке для подвыпивших кооператоров с дамами в перьях и блестках.
А теперь отправимся в "Кабург", где впервые в новейшей истории Латвии с таким шумным резонансом столкнулись криминальные группировки.

"Залётные" в Юрмале

В Ригу 23–летний Вадим Лукомский и 24–летний Виктор Пискунов прибыли из Гомеля. На родине их подозревали в убийстве, поэтому у белорусов были все основания сменить место жительства.

В Риге гастролеры проводили время шумно — к моменту ЧП в "Кабурге" на них уже числились грабежи, вымогательство и хулиганство. В середине мая они переместились в Юрмалу. Их любимым местом отдыха стал ресторан "Кабург".

На тот момент это было самое шикарное место Юрмалы. Даже круче "Юрас перле". Названный так в честь французского города–побратима Юрмалы, это был еще один советский "островок Запада", как его тогда у нас понимали. И как его изображала Рижская киностудия: кожаные диваны, зеркальная барная стойка, светомузыка — в общем, почти декорации к фильму "Мираж".

К моменту легендарного ЧП публика в "Кабурге" уже была весьма пестрой — вперемешку сидели генеральные директора предприятий в костюмах и кооператоры с бандитами в черных куртках и спортивных штанах. Белорусские гастролеры попытались установить здесь свои порядки. Но не получилось.

Стрельба в "Кабурге" стала самым громким преступлением лета 1990–го. 8 июня около 23 часов в ресторан ворвались одиннадцать человек. Двое из них были вооружены обрезами, остальные — холодным оружием. В момент появления вооруженной группы Вадим Лукомский находился в баре с девушками. С ним отдыхал некто Мельников, который находился во всесоюзном розыске.

Дальнейшее произошло очень быстро: Лукомский был застрелен первым же выстрелом из обреза карабина 7,62 мм; в зале у выхода был тяжело ранен из обреза охотничьего ружья 12–го калибра Виктор Пискунов; а Мельников, получив удар нунчаками, пребывал в глубоком нокауте.

В задержании елгавских гангстеров (это они организовали разборку с белорусами) приняли участие силы юрмальской милиции и ОМОНа. Из нападавших пятеро были сразу взяты под стражу.

"Было ясно — или он, или я"

Позже автор этой статьи — тогда журналист газеты "Советская молодежь" Марина Михайлова, получила два письма от участников этого побоища, которые добавили несколько любопытных штрихов к этому ЧП.
Одно из них было от участника перестрелки.

"Я один из тех, кто применил оружие в "Кабурге" (карабин–обрез 7,62 мм). А теперь представлюсь: Дмитрий Олегович, двадцати трех лет от роду, уроженец города Елгавы, в кругу друзей употребляется псевдоним Митяйка".



Давайте разберемся, что послужило поводом для столь плачевного исхода в тот злосчастный вечер. Незадолго до инцидента по Юрмале стали циркулировать слухи о "залетной бригаде", которая возомнила о себе невесть что. Но когда они попытались улучшить свое материальное положение за счет моего товарища, работавшего в "Кабурге" швейцаром, троим из этих "супербоевиков" пришлось просто–напросто вытереть пол своей одеждой. Моему товарищу после этого пришлось покинуть свое рабочее место, поскольку приезжие решили свести счеты.

Для выяснения отношений со швейцаром и его друзьями было назначено время и место встречи — "Кабург". Из достоверных источников было известно, что гастролеры вооружены — вот почему я преступил закон и тоже взял с собой оружие.

Как только мы вошли в зал, "мирные переговоры" потеряли всякий смысл, поскольку один из приезжих сразу же попытался нанести удар кастетом моему товарищу, которого спасла только собственная верткость. В этот момент я стал непроизвольной мишенью, поскольку после лавирования мой товарищ оказался позади меня. Гастролер начал доставать пистолет, и было ясно — или он, или я. На какое–то мгновение я опередил его и, выхватив из–за пояса обрез, выстрелил. Такова жизнь. На его месте мог оказаться я.

Не дай мы отпор — бог знает, чем бы закончились гастроли белорусов в республике. Я не оправдываюсь, но повторяю: кто–то же должен был им противостоять. Я не пытаюсь себя возвысить и вправе так считать. В определенных кругах существуют неписаные законы, которых приходится придерживаться. В этом смысле "преступниками" оказались гастролеры, и это повлекло за собой два выстрела…".

Тут стоит напомнить, что "Кабург" был в то время государственным заведением. Охрана ему по штатному расписанию не полагалась, поэтому у персонала была одна надежда — на милицию, ОМОН или "крутых друзей". Как видим, швейцар "Кабурга" тогда понадеялся на свои знакомства.
В кооперативных кафе и ресторанах, которые начали тогда появляться как грибы, таких проблем с безопасностью уже не было.

И о факторе мебели

Второе письмо в редакцию пришло в том году от комсомольской организации юрмальского общепита. (И тут не надо удивляться. В 1990–м официоз еще соблюдался — партийные/комсомольские собрания проводились, взносы платились и даже коммунизм еще как бы строили. — Авт.)
В письме сообщалось, что произошедшее ЧП обсудили на комсомольском собрании. Произошедшее осудили и постановили "активизировать разъяснительную и воспитательную работу среди молодежи". Среди прочего участники собрания приняли решение: принять активное участие в обновлении интерьера ресторана "Кабург" и замене мебели. Пообещали даже по возможности провести субботник.

При чем тут мебель? Так было положено — отчитаться, что меры приняты.

…Наши комментаторы в нынешнем 2021–м на портале BB.lv иронизируют: это все так серьезно обсуждается — обустройство кабинетов для очередной чиновничьей структуры, зарплаты, мебель. Мебель — довольно дорогая, а результатов как не было, так и нет.

Отнесемся с юмором, уважаемые читатели. Переживать по поводу маразма — себе дороже. Просто это конец очередной эпохи.

Марина МИХАЙЛОВА,
экс–журналист газеты
"Советская молодежь".

Подписывайтесь на Телеграм-канал BB.LV! Заглядывайте на страницу BB.LV на Facebook! И читайте главные новости о Латвии и мире!
Комментарии (3)



Статьи по теме

Наша Латвия В Латвии задумались о выборе, сделанном в 2004 году: а был ли толк от ЕС?

Недавно в Латвии широко отметили 20-летие вступления страны в ЕС. Хотя в целом большинство населения относится к Евросоюзу положительно, нашлись и те, кто им недоволен. Так что же на самом деле дал ЕС Латвии?

Наша Латвия В понедельник местами ожидаются грозы

В понедельник во многих местах Латвии пройдет дождь, местами ожидается гроза, прогнозируют синоптики, пишет ЛЕТА.

Наша Латвия Опрос: 85% населения Латвии плохо заботится о своем здоровье

Каждый четвертый житель Латвии не заботится о своем здоровье ежедневно, а более половины, или 56 %, уделяют ему некоторое внимание, но делают это лишь время от времени, свидетельствуют данные последнего исследования «Индекс здоровья», проведенного «Mana aptieka & Apotheka».

Наша Латвия Доска жалоб: никогда, никогда не открывайте это письмо!

«Хочу вас предостеречь, не открывайте! Каждый день из СГД присылают такое письмо о возврате налогов!», - пишет на «Доске жалоб» Мадара.

Читайте еще

В мире Россия требует от ФРГ признать блокаду Ленинграда геноцидом
Берлин не признал актом геноцида народов СССР преступления "третьего рейха", следует из дипломатической ноты РФ. Германия видит в блокаде Ленинграда "жестокое военное преступление", заявил посол ФРГ, пишет DW.
Бизнес Ученые расскажут правду об экономике Латвии
Международная группа ученых завершила расчет исторического ВВП стран Балтии за последние сто лет, сообщили в Видземском университете.
Наша Латвия Они сражались за Латвию: генерал Курелис и его войско
Уже два года 17 марта — официальный День памяти национального движения сопротивления, объявленный Сеймом в ознаменование пришедшихся на эту дату меморандума Латвийского Центрального Совета о восстановлении независимости (1944) и боя "лесных братьев" у Иле в 1949 году, когда с чекистами схлестнулись совместно латышские и литовские партизаны. Мы же вспомним, как во время Второй мировой войны в Латвии появилась независимая вооруженная сила, боровшаяся с нацистами.