Расстояние от центра пребывания иммигрантов в Ропажском крае до ближайшего торгового центра можно покрыть пешком за два часа. Лучшей возможности, чем прогулка по свежему лесному воздуху, трудно представить — к тому же можно сэкономить на транспортных билетах.
С августа 2020 года в Латвии действует общество Free Belarus. Ее представитель Илва Эверте рассказала на Комиссии Сейма по гражданству, миграции и сплочению общества, что "белорусские беженцы актуализировали вопрос о разрешении на работу". Именно с их подачи парламент позволил соискателям политического убежища уже после трех месяцев пребывания в центре для иммигрантов в Муцениеки платить налоги.
— Белорусским детям помогали менторы включиться в обучение в латышских классах, — отметила И. Эверте, пригласившая на встречу белоруску Марину, чьи дети учатся в Латвии. Однако с началом войны в Украине ресурсы были заняты освоением этой огромной волны — потому беженцы из РБ теперь должны оплачивать занятия с латышскими репетиторами.
И. Эверте также отметила, что белорусские дети–беженцы, закончившие школу на латышском языке, могут претендовать на обучение в вузе только на платной основе, ибо рассматриваются как граждане третьей страны. По мнению общественника, это неверно:
— Люди покинули свои дома, переехали сюда, начали жизнь с нуля и хотят освоить специальность, на которую в государстве есть спрос. Трудно укомплектовать даже бюджетные группы, и никакой нагрузки это не несет.
Есть среди приезжих белорусов и жители пенсионного возраста. Государственное агентство социального страхования не ведет никакого сотрудничества с Беларусью, и потому вопрос о выплатах завис в воздухе.
Аналогично, не имеют белорусы и возможности кредитоваться в государственном финансовом институте Altum.
Что же касается тех, кто продолжает жить в Муцениеки, то кроме выделенных Латвией трех евро в день полагается на месяц еще и 10 автобусных билетов. Можно съездить в Ригу целых пять раз! "Посмотреть какие–то культурные мероприятия, погулять по городу".
— Болезненным делом является получение виз родственниками беженцев, — сообщила активистка. В Беларуси действуют визовые центры, руководимые местными предпринимателями, где родные, получившие приглашения через латвийское УДГМ, чувствуют себя некомфортно.
— Их спрашивают, кто у них здесь живет, граждане ли они — поскольку приглашать могут только граждане. Следующий шаг, когда эти документы предоставлены — им на мобильный телефон звонят сотрудники консульства Латвии, задают вопросы, как они относятся к событиям. Им страшно отвечать на это, хотя они в оппозиции, ясно и однозначно. Ибо они не верят, что эта телефонная линия защищена и кто действительно им звонит. Может, это работник Комитета госбезопасности.
Вот такая непростая жизнь у белорусов, приехавших в Латвию…