Планетарная туманность Кошачий Глаз.
Открытие астрономов не обрадует живущих на спутниках звезды-карлика.
За пределами нашей галактики уже неоднократно удивительные гигантские кольца видели и видят, и именно в радиодиапазоне. Как это ни парадоксально звучит, но эти кольца настолько огромные, что их долгое время не замечали именно из-за таких размеров. Они охватывают собой пространство в миллионы световых лет, то есть они в десятки тысяч раз крупнее нашего Млечного Пути, да и, наверное, любой галактики. А по крайней мере у трёх из них видна в самом центре галактика, и поэтому у учёных сложилось такое предположение, что эти кольца — порождения этих галактик.
Полагают, что это галактики сравнительно молодые, в них в превеликом множестве относительно недавно родились новые звёзды, и многие из них очень крупные и массивные. А такие звёзды очень мало «живут»: они полностью «сжигают» в себе весь водород за какие-нибудь 10–20 миллионов лет и потом взрываются сверхновыми — сбрасывают свои оболочки. Так вот, представьте себе, что в молодой галактике происходит такой звёздный «беби-бум», а очень скоро (по астрономическим меркам, конечно) всё это огромное количество массивных «однодневок» разрывает, можно сказать, одновременно. И вот есть мнение, что от такого количества взрывов сверхновых вокруг всей галактики и может образоваться подобное непомерных размеров кольцо. Но есть большие подозрения, что это не случай объекта Kyklos.
Пока что учёные полностью не исключают, что он тоже внегалактический, но в основном склоняются к тому, что он гораздо меньше и гораздо ближе, то есть находится в Млечном Пути. В опубликованной о Киклосе научной статье фигурируют предположения о расстояниях в несколько тысяч парсек, то есть что-нибудь около 10–20 тысяч световых лет. Напомним, от нас до галактического центра — 26 тысяч световых лет, а весь Млечный Путь имеет в диаметре порядка сотни тысяч световых лет. Значит, как «местному» объекту, ему требуется какое-то другое объяснение. И в целом объяснение в таком случае может быть только одно: кольцо образует вещество сброшенной или сбрасываемой оболочки звезды. Остаётся понять, какой.
Свои мантии рано или поздно сбрасывают абсолютно все звёзды, это неизбежно: так они «умирают», а правильнее сказать, заканчивают основной этап своей эволюции. Просто происходит это несколько по-разному в зависимости от массы звезды. Самый известный пример — взрыв сверхновой: мантия сбрасывается резко, с необыкновенно яркой вспышкой. Так происходит со звёздами, которые «весят», к примеру, раз в 15 больше Солнца. Вроде Бетельгейзе, которую мы сейчас караулим.
Но с такими карликовыми звёздами, как Солнце, такого не бывает. Их мантии сходят без вспышки, спокойно. И получается вот такая красота, не уступающая по своему великолепию Крабовидной туманности и другим остаткам сверхновых звёзд. Такие живописные остатки небольших светил называют планетарными туманностями, хотя никакого отношения они к планетам не имеют.
Вот только ситуация такова, что для планетарной туманности и даже для остатка сверхновой звезды этот Kyklos слишком велик. Поэтому главным подозреваемым по делу о загадочном круге становится звезда довольно редкого типа: по именам своих первооткрывателей, французских астрономов Шарля Вольфа и Жоржа Райе, такие светила и называются звёздами Вольфа – Райе.
Что это такое: это звезда, которая «при жизни» была очень и очень тяжеловесной, 40–60 Солнц, а потом по мере старения стала, как это всегда и бывает, раздуваться в сверхгиганта и раздулась настолько, что потеряла огромную массу своего вещества. То есть она сбросила весомую часть своей оболочки без взрыва сверхновой, и эта весомая часть теперь окружает кольцом основательно похудевшую звезду. Астрономы говорят, в таком виде она может держаться очень недолго, всего максимум 300 тысяч лет, а потом её всё равно ожидает взрыв сверхновой.
Комментарии (0)