Шпионаж-лайт: как 32-летнюю журналистку из Читы осудили на 4 года 0

ЧП и криминал
BB.LV
Красавица Рита просто делала свою работу.

Красавица Рита просто делала свою работу.

Основанием для ареста послужила связь с «представителем иностранного СМИ».

Четыре года колонии — такой срок апелляционный суд Новосибирска утвердил для 32-летней журналистки Нике Новак из Читы. ФСБ обвинила ее в конфиденциальном сотрудничестве с иностранной организацией из-за работы на региональный проект «Радио Свобода» — «Сибирь.Реалии». Это первый приговор по такой статье для тех, кто работает журналистом. Би-би-си рассказывает, кто такая Ника Новак.

25 декабря 2023 года. Двое силовиков в штатском с закрытыми балаклавами лицами сажают в самолет девушку в наручниках. На ней черный пуховик с нарисованными ангельскими крыльями на спине. Это кадры оперативной съемки ФСБ.

В самолете из Читы до Москвы оперативники надели ей на голову наушники и включили музыку. «Репертуар Shaman'а и Газманова. И так на протяжении 7 часов по кругу — "Я русский", "Россия, Россия". И уже на пятом круге начинает звенеть в ушах от громкости, голову сдавливает от наушников; я прошу их снять, а в ответ: "Что, музыка не нравится?" И сказано это в таком тоне, что понимаешь: "Осторожно, злой оперативник" и лучше не спорить», — вспоминает в письме из СИЗО задержанная свой перелет в столицу в сопровождении ФСБ.

Уже «традиционно» — с маской на глазах и под патриотическую музыку в наушниках — ее в октябре 2024 года вернули из Москвы на родину, где вынесли приговор. 31 марта он вступил в силу. В апелляции приговор ужесточили: кроме четырех лет колонии, суд постановил конфисковать у Новак 500 тысяч рублей, якобы заработанные во время сотрудничества с Радио Свобода*.

Видео ФСБ с ней — классический сюжет от российской спецслужбы — силовики в масках громко стучат в дверь, затем заходят в квартиру и задерживают девушку. Ее лицо на оперативной съемке заретушировано. Следующие кадры: оперативники заводят девушку из микроавтобуса в самолет, дальше — выводят из самолета, потом — кадры из Лефортовского суда Москвы, заканчивается запись кадрами уже из другого суда — Забайкальского края, там девушке оглашают приговор. Всю ее историю ФСБ уместила в одну минуту шестнадцать секунд.

Девушку зовут Ника Новак, она журналистка из Читы, ее уголовное дело — первый публично известный случай обвинения в «конфиденциальном сотрудничестве» с иностранцами (ст. 275.1) из-за работы на зарубежное СМИ — «Сибирь.Реалии», региональный проект «Радио Свобода». Новак писала для них с 2022 года.

Нику Новак силовики в масках задержали у нее дома в Чите 25 декабря 2023 года. В тот же день увезли в Москву, где Лефортовский суд отправил ее в СИЗО. Уже вечером ее маме Эннафе Божок позвонили. В трубке она сначала услышала голос дочери, затем — незнакомый ей мужской голос. Это был следователь ФСБ Василий Морозов. Он известен тем, что вел дело специалиста по оптике Дмитрия Колкера и лично приезжал в Новосибирск, чтобы забрать с больничной койки в СИЗО ученого с четвертой стадией рака. Колкер умер в «Лефортово» через несколько дней.

«Мужчина говорит: Вы не волнуйтесь, она в "Лефортово", — вспоминает в разговоре с Би-би-си Эннафа Божок. — Подождите, говорю, как в "Лефортово"? Это же Москва? Он говорит: Да, Москва. Вы, мамочка, не волнуйтесь. У нас здесь нормально, у нас здесь санаторий».

Новак провела в московском СИЗО 10 месяцев, пока шло следствие. Пока она сидела в «Лефортово», следователь разрешал ей звонить маме — хотя фигурантам дела, которые ведет ФСБ, редко дают возможность звонков и свиданий с родными.

Но увидеть дочку за год Эннафа смогла лишь раз — на заседании суда в Чите, куда на процесс этапировали Нику, а ее мать пригласили в качестве свидетеля. Дело слушалось в закрытом режиме. На время суда им запретили не только звонки, но и переписку.

Спустя 11 месяцев, 26 ноября 2024 года Забайкальский краевой суд дал Новак четыре года колонии. Журналистка приговору не удивилась. В письме она рассказала, что эту цифру ей называл следователь: «Поэтому я засмеялась в конце приговора — даже пресс-служба ФСБ перестала меня снимать».

Как сообщил суд в пресс-релизе о приговоре Новак, УФСБ по Забайкалью выявила, что жительница Читы «установила и поддерживала» связь на конфиденциальной основе с «представителем иностранного СМИ». По его заданиям, утверждал суд, «за денежное вознаграждение она оказывала содействие в подготовке недостоверных материалов, дискредитирующих Вооруженные Силы России и органы государственной власти». О каком СМИ речь — не сообщалось.

То, что Новак обвинили по ст. 275.1 из-за работы на «Сибирь.Реалии», известно из постановления о производстве обыска у нее дома. Этот документ, в отличие от материалов дела, не имеет грифа «секретно». В нем говорится, что журналистка сотрудничала с этим медиа, чтобы помогать «деятельности заведомо направленной против безопасности» России и «необъективно» освещать «протекающие в стране процессы и явления в социально-политической сфере».

В письмах из СИЗО Ника не скрывала, что сотрудничала с изданием, это подтвердила после приговора и «Радио Свобода». На сайте медиа материалов, подписанных Новак, нет, но в условиях репрессий журналисты независимых СМИ часто публикуют свои материалы под псевдонимом или без указания авторства.

Президент корпорации Стивен Капус осудил вердикт и призвал российские власти немедленно освободить Новак: «Эти политически мотивированные обвинения направлены на то, чтобы заставить замолчать отдельных репортеров и оказать на них сдерживающее воздействие. Мы призываем к немедленному освобождению Ники и возвращению ее семье».

2
4

Комментарии (0)

Оставить комментарий

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ