На заседании правительства глава Министерства экономики Викторс Валайнис представил проект Закона о поддержке инновационной предпринимательской деятельности и приоритетных проектов.
Целью объявляется — "увеличить ориентированные на экспорт инвестиции и создать среду, где тестировать и проверять инновационные продукты, технологии и услуги, таким образом содействуя развитию народного хозяйства". Высокотехнологичные отрасли к 2027 году должны составить 1,5% от ВВП Латвии.
Огласите весь список
Приоритетный проект в видении нового закона — это "проект, способствующий привлечению инвестиций или экспортных способностей, который содействует достижению целей, определенных документами планирования развития, национальной индустриальной политики или в области цифровой трансформации или способствует устранению таких несовершенств рынка, которые замедляют эффективное достижение этих целей".
В закон вводится также необычный термин — регулятивная песочница. Что представляет собой "конкретные правовые рамки, в том числе конкретную ограниченную территорию, где действуют отличные от имеющих силу нормативных актов условия, в рамках которых коммерсанты и научные институты могут тестировать и проверять инновационные продукты, технологии и услуги для коммерциализации соответственных услуг".
Далее минэкономики в 1–й части 3–й статьи Закона перечисляет сектора, на которые будет распространяться новый порядок:
1) наукоемкая биоэкономика;
2) биомедицина, медицинские технологии, фармацевтика;
3) фотоника и умные материалы, технологии и инженерные системы;
4) умная энергетика, мобильность и технологии нетто–нулевой эмиссии;
5) информационные и коммуникационные технологии;
6) строительство, транспорт и логистика, если инвестиции связаны с обеспечением услуг и инфраструктуры, упомянутых в 1–5 пунктах первой части;
7) туризм и международные мероприятия;
8) строительство жилых домов низкой аренды и социальных жилищ;
9) безопасность и оборона;
10) обеспечение деятельности и предоставление услуг международных центров бизнес–услуг;
11) проекты, в рамках которых за предыдущий отчетный год среднее вознаграждение работников не меньше, чем среднее вознаграждение работников Европейского союза за предыдущий отчетный год.
В связи с данным реестром возникает резонный вопрос: неужели туризм (причем в проекте не указано, принимающий или отправляющий за рубеж) является более важным для Латвии сектором экономики, чем, предположим, машиностроение, химическая промышленность или производство строительных материалов? Три эти отрасли хотя и аккумулируют в себе научно–технические достижения, отчего–то не вошли в список минэкономики.
Далее по поводу заработной платы как критерия. Можно с уверенностью сказать, что, например, заработная плана в сфере финансовых технологий в Латвии уже сейчас будет повыше, чем "в среднем по больнице". Значит ли это, что, допустим, китайская компания блокчейна, разместившись в ЛР, получит государственную поддержку и сможет в пресловутых "песочницах" осуществлять свои чудесные бизнес–практики, разительно отличающиеся от того, что предначертано законодательством нашей страны? Вопросы, вопросы — а законопроект между тем весьма краток — только пять статей. Мы, как говорится, за все хорошее…
Что уже было сделано
Между тем еще в разгар коронакризиса — 4 февраля 2021 года — Кабинет министров издал правила № 83 — "Правила об обслуживании приоритетных инвестиционных проектов", где вводились количественные критерии для бизнеса, пользующегося особой благосклонностью государства: общий объем вложений в течение трех лет — не менее 5 000 000 евро, для административной территории города Риги — не менее 10 000 000 евро; количество вновь созданных рабочих мест соответственно 75 и 100.
За последние три года таким образом удалось запустить 25 крупных инвестиционных проектов — семь ветряных и два солнечных энергетических парка; четыре проекта в области биоэкономики; три — ИКТ; шесть — транспорта и логистики; и по одной — в сфере фотоники и умных материалов, а также создания международных бизнес–центров.
В общей сложности вклад данных предприятий в экономику оценивается в 308 млн евро и 1150 новых рабочих мест.
Для данных инноваций применялся принцип зеленого коридора — предположим, разрешение на строительство оформлялось в течение 15 дней вместо 30; выдача технических условий — за 10 дней вместо 20; условия начала строительных работ предоставлялись за три дня вместо пяти.
Однако в данное время, как констатирует минэкономики, неясно, чем все эти передовики производства занимаются: "Не ведется надзор предприятий со статусом "зеленый коридор".
По принципу одного окна
Министерство экономики предусматривает создание "единого контактного пункта", где инновационные стартапы смогут получить обслуживание сразу по всем возможным сервисным направлениям, а именно: от AS Augstsprieguma tīkls, AS Sadales tīkls, SIA Rīgas Ūdens, AS Gaso, SIA Tet, AS Latvenergo, AS Latvijas Valsts meži и самоуправления государственного города Рига.
Здесь так и напрашивается вид некоего зала (вероятно, следует использовать спортивный — в одной из ныне закрытых школ), где стоят столы с представителями данных структур, а по кругу с пачкой бумаг ходят секретарши стартапов. Если же серьезно, то ранее практиковавшаяся перечисленными гигантскими для Латвии компаниями бизнес–модель менее всего была рассчитана на какие–то исключения и эксклюзивный сервис. В очередь, люди, в очередь… Посмотрим, как получится поменять их деловую философию.
Особо занятным выглядит предложение минэкономики использовать в качестве полигона для испытаний беспилотных транспортных средств Бикерниекскую трассу, находящуюся в собственности Дирекции безопасности дорожного движения (ДБДД). "Согласование с другими учреждениями и приобретение страховки не являются необходимыми, ибо поездка происходит на закрытой территории". Ну, это очень оптимистичное предположение — ведь по действующему закону даже если автомобиль врезается в отбойник, то это считается ДТП. А ну как беспилотные транспортные средства в данной "песочнице", не дай бог, загорятся или взорвутся?
Так или иначе, вот что по деньгам: на 2024 год Министерство экономики предполагает для реализации нового закона потратить 12,87 млн евро; на 2025 — 60 млн; на 2026–й — 40 млн; на 2027–й — 60 млн. Заехали даже за временные рамки полномочий нынешнего Сейма, чего ранее не случалось.