Доходы налога на потребление в Латвии в последние годы выросли в основном за счет роста цен на товары и услуги, но в ситуации, когда инфляция в Латвии снизилась, а частное потребление еще не восстановилось, доходы от налога на потребление уже не растут, поэтому в этом году их собрано меньше, пишет экономист Банка Латвии Янис Маурис на портале Makroekonomika.lv, пишет ЛЕТА.
В свою очередь, поступления от налога на рабочую силу увеличились благодаря благоприятной ситуации на рынке труда в последние годы. В настоящее время безработица в Латвии существенно не выросла, рост заработной платы остается сильным, поэтому поступления этих налогов в бюджет продолжают расти.
Налоговые поступления в Латвии в этом году растут не так быстро, как в предыдущие годы, и если налоговые поступления замедлятся, ситуация в госбюджете может ухудшиться, и в этом году Латвия может превысить порог дефицита бюджета в 3% валового внутреннего продукта. (ВВП), установленный Европейской комиссией (ЕК).
Экономист напоминает, что налоговые поступления в последние годы наполняли бюджет Латвии быстрее обычного - в 2022 году налоговые поступления увеличились на 15,2%, а в 2023 году - на 9% по сравнению с предыдущим годом. В этом году ситуация уже не столь обнадеживающая: за пять месяцев налоговые поступления выросли всего на 6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Более слабое налоговое обеспечение наблюдается в основном в отношении налогов на потребление – налог на добавленную стоимость (НДС) в этом году был собран в меньшем объеме, чем в прошлом году. В то же время наблюдается рост поступлений от налога на труд. Рост заработной платы и принятые правительством решения о повышении минимальной заработной платы способствовали более быстрому, чем в прошлом году, увеличению подоходного налога с населения (IIN) и обязательных взносов государственного социального страхования (VSAOI).
Маурис признает, что такая налоговая динамика представляет собой нетипичную ситуацию - одновременно наблюдается как падение налогов на потребление, так и увеличение доходов от налога на труд, и это создает большой разрыв между этими налоговыми поступлениями.
Сумма налогов, собираемых в бюджет, зависит от доходов или расходов граждан и компаний, поэтому существует тесная связь между налоговыми поступлениями и экономической деятельностью в национальной экономике, поясняет Маурис. Экономист отмечает, что в долгосрочной перспективе в Латвии, а также в других странах Евросоюза (ЕС) налоги растут пропорционально росту валового внутреннего продукта (ВВП) в фактических ценах. В краткосрочной перспективе ситуация может быть нестабильной – в определенные периоды налоговые поступления в Латвии росли быстрее, чем экономика, а в другие периоды – медленнее. Такие колебания можно объяснить реакцией налогов на изменения в экономической деятельности или «плавучестью» налогов в экономическом цикле.
На «плавучесть» налогов могут влиять события в экономике, такие как экономическая деятельность или изменение цен в национальной экономике, а также структура налоговой системы и изменения в теневой экономике, а также поведение компаний и домохозяйств. Маурис отмечает, что «плавучесть» каждого налога различна, то есть разные налоги по-разному реагируют на изменения в экономике.
В краткосрочной перспективе налоговые поступления могут не расти пропорционально фактическому росту ВВП, поскольку направление экономики определяется как реальным экономическим ростом, так и ценовым ростом - каждый из этих компонентов по-разному влияет на налоговые поступления. Экономист поясняет, что рост реального ВВП вызывает в треть большее увеличение налогов, чем колебания цен, но именно инфляция в Латвии в последние годы была очень высокой. Потребительские цены в Латвии в прошлом году выросли на 8,9%, а в 2022 году – на 17,3%.
Это позволило налогам на потребление быстро расти даже в условиях снижения реального потребления, однако наблюдавшийся ранее рост налогов теперь исчезает с отступлением инфляции, поясняет Маурис. Оценка «плавучести» налогов показывает, что налоги на труд и потребление по-разному реагируют на изменения цен. Налоги на рабочую силу менее чувствительны к колебаниям цен, чем налоги на потребление, налоги на рабочую силу в основном зависят от ситуации на рынке труда. С другой стороны, доходы от налога на потребление росли в предыдущие годы главным образом за счет цен на товары и услуги, а не за счет реального экономического роста.
Увеличение поступлений налога на труд может ускориться за счет прогрессивности налогообложения, например, по мере увеличения доходов граждан снижается дифференцированный необлагаемый минимум, более высокая ставка НДС применяется к доходам свыше 20 000 евро в год. После пандемии общая численность занятого населения в Латвии постепенно восстанавливается, а уровень заработной платы в последние годы быстро рос - среднемесячная зарплата выросла на 11,9% в прошлом году, а в 2022 году - на 7,5%.
Маурис отмечает, что это способствовало налоговым поступлениям на рабочую силу, кроме того, решение о повышении минимальной месячной заработной платы приводит к тому, что работники с самой низкой заработной платой переводятся в поле более высокого налогового бремени, то есть налоговым поступлениям в бюджет способствуют не только более высокие заработные платы, но и более высокая доля налогооблагаемого дохода.
Кроме того, прогрессивность налогов в условиях высокой инфляции может оказать негативное влияние на частное потребление, указывает Маурис. Работники всегда хотят компенсировать рост цен на товары и услуги более высокой заработной платой. Однако по мере увеличения доходов налогоплательщик может столкнуться с более высоким налоговым бременем при прогрессивной системе налогообложения. В такой ситуации покупательная способность граждан может снизиться, даже если стоимость реальных доходов не изменилась, что, в свою очередь, оказывает негативное влияние на поступления налога на потребление.
На налоговые поступления также влияет поведение домохозяйств и предприятий, сообщает Маурис. Потребительские привычки всегда быстро реагируют на изменения в национальной экономике, тогда как экономические колебания на рынке труда следуют лишь с определенным временным лагом. Подобную зависимость мы можем наблюдать и в налоговых поступлениях.
Оценка «плавучести» налогов показывает, что налоги на потребление реагируют на колебания экономики в два раза быстрее, чем налоги на рабочую силу, то есть эти налоги имеют разную инерцию по отношению к колебаниям реального ВВП. Реальное частное потребление в Латвии еще не полностью восстановилось после прошлогоднего спада, и без влияния инфляции корректировка налогов на потребление сразу заметна, объясняет Маурис. В то же время, снижение налогов на рабочую силу в настоящее время не наблюдается, поскольку эти налоги поздно реагируют на колебания в экономике, а безработица в Латвии существенно не выросла, создавая благоприятную среду для переноса инфляции на заработную плату.
Экономист отмечает, что налоги на потребление очень чувствительны к изменению цен в экономике, более того, эти налоги очень быстро реагируют на экономические колебания. Налоги на рабочую силу, с другой стороны, менее чувствительны к колебаниям цен, и эти налоги более устойчивы к экономическим потрясениям. Такая связь подтверждается наблюдаемым в настоящее время разрывом между поступлениями налога на потребление и налога на рабочую силу в латвийский бюджет.
Различная налоговая реакция на изменения в экономике становится особенно важной в периоды экономической неопределенности, поэтому, чтобы повысить устойчивость государства к рискам превышения лимита бюджетного дефицита в 3%, установленного ЕК, изменения в налоговых поступлениях будут играть важную роль в планировании и гармонизации будущих потребностей в государственных расходах с доходами государственного бюджета, добавляет Маурис.