02 мая, четверг
Гороскоп
Подписка
Поиск ПоискRSSFacebook Telegram Youtube Instagram ВКОНТАКТЕ list


Гороскоп Подписка Опросы Погода
Люблю! Люблю! Reklama.lv Reklama.lv Видео Видео Facebook Facebook Telegram Telegram Instagram Instagram ВКОНТАКТЕ ВКОНТАКТЕ Google News Google News

Ушел за знаниями, пришел с побоями: школы Латвии не справляются с насилием

Размер текста Aa Aa
Наша Латвия
BB.LV 07:06, 12 июля, 2023

Николай Кабанов


Урок труда получился занимательным и наглядным. Подросток принес в мастерскую какой-то маленький предмет, закрепил его в тисках и начал прилежно распиливать. Преподаватель поинтересовался, над чем столь тщательно работает воспитанник. Оказалось – патрон.



Подзатыльник, и эксперимент юного оружейника прерван. Но точно так же вскоре окончилась и профессиональная карьера учителя. Нельзя поднимать руку на ребенка! А сами дети что делают?

Министра образования и науки Анду Чакшу хотят уволить с должности. Ничего удивительного, народная латвийская забава – отставки, или, как у нас красиво говорят, демиссии, в этом сезоне крайне модны. Почин заложил сам Эгилс Левитс, не пожелавший вторично участвовать в президентской гонке, затем громко хлопнул дверью Мартиньш Стакис... Однако госпожа Чакша оказалась тертым калачом и не собирается удовлетворять желания недовольного низкими зарплатами учительского профсоюза – ага, щас, разбежалась.

Но что же реально происходит в системе просвещения страны, какова там, образно выражаясь, моральная обстановка? Вопрос вовсе не праздный, если учесть, что до нового учебного года остается полтора месяца – и тысячи родителей и детей по Латвии еще не определились с тем, куда пойти продолжать образование.

Агита Зариня-Стуре, председатель Комиссии Сейма по образованию, науке и культуре, обратила внимание на то, что общность школьников в наших классах теперь весьма неоднородна – в нее входят и дети с особыми надобностями, учащиеся вместе с прочими ребятами по инклюзивным программам. Также зачастую к очному обучению возвращаются дети, долгое время находившиеся на «домашке» и из-за этого «чувствующие себя заброшенными». Из-за этого такие ученики и создают порой проблемы, отметила парламентарий от «Нового Единства».

– Упор делается на эти программы, на укрепление персонала поддержки, – озвучила проработавшая 16 лет директором Валмиерской гимназии госпожа Зариня-Стуре нынешнюю школьную стратегию. Однако указанные кадры, увы, имеются еще не во всех учебных заведениях.

Как подчеркнула глава комиссии, Государственная служба контроля качества образования обращает внимание на то, что в школах ЛР наличествует высокое количество необоснованно пропущенных уроков. Прогульщики как раз и являются группой риска.

Страшным словом «насильник» (varmāka) обозначили тех, кто угрожает спокойствию класса. Да, сейчас школьные драки трагично и пафосно именуются «актами насилия».

На разговор с парламентариями пришли сразу три ведомства – МОН, Министерства здравоохранения и благосостояния. Каждый принес свою «визию». А. Зариня-Стуре даже несколько растерялась:

– То, что я хотела бы понять – все это множество, и нормативное и методическое, вам удалось уложить в целое? В какую-то структурированную систему, прийти к алгоритму действий?

Оказалось, что сейчас как раз и готовится такой информационный «хаб» (так в обычном мире обозначают большой аэропорт для пересадок), где будут все материалы по противодействию насилию. Туда смогут обращаться и учителя, и родители, и сами школьники. Наконец-то ваш автор, прослушивая фонограмму заседания, услышал старое доброе словцо «хулиганизм». Чиновники заговорили о Сиротском суде, полиции.

Да, в наше время, строгие 80-е годы, тоже говорили: поставить на учет в детской комнате милиции. Ну а потом решать по мере пресечения – мальчиков в Цесис, девочек в Алсвики.

«Почему это не работает»

Превенция, мониторинг, интервенция... Красивые слова, обозначающие «оплачиваемые государством инструменты» – но не на практике.

В разговоре с депутатами чиновники МОН признали, что, во-первых, учителя ЛР не могут распознавать признаки насилия; во-вторых, педагогам свойствен «высокий уровень толерантности». То же самое характерно и для общества – мол, кого не обзывали, это только укрепляет характер!

– Учителя перегружены, недостаток времени, – встала на защиту коллег Агита Зариня-Стуре. – Какова вероятность, что они будут сидеть в компьютере на домашней странице и, может быть, что-то заметят? Когда происходит – то уже поздно. Ему нужно быть подготовленным к таким ситуациям.

По мнению ведомства А. Чакши, «обязательным предложением» для всех педагогов должно быть прохождение курсов по предотвращению школьного насилия – раз в три года.

Забытая специальность

Между тем в школах ЛР теперь больше нет ставок социальных педагогов.

Линда Даниэла, декан факультета педагогики, психологии и искусства, высказалась на комиссии в том смысле, что нужную профессию, так сказать, размазали тонким слоем, теперь принципы социальной педагогики, конфликтологи – это всего лишь несколько «кредитных пунктов» в учебной программе. А ведь если в самом обществе налицо острые социально-экономические проблемы, то это не может не выливаться в конфликты в классах и коридорах.

Хотя, с другой стороны, в годину социализма тоже все только казались – и какая-нибудь жвачка или яркая тряпица тоже вполне могли бы сделаться предметом серьезной ссоры. А какие были драки из-за девчонок – до кровищи!

Сейчас в стране полно разных структур, решающих проблемы «трудных» чад, в т.ч. и за европейские деньги. К примеру, Государственная инспекция защиты прав детей в лице своего представителя Гуниты Ковалевски, предложившая в случаях «тяжелого физического насилия» запрещать виновникам посещение школ и переводить их на то самое домашнее обучение.

Сказал свое слово и Центр подростковой и молодежной психотерапии во главе с Нилом Константиновым.

Участвовавший в заседании комиссии Сейма эксперт поднял проблему на драматичный уровень – в школу уже приносят ножи.

То ли еще будет, хочется ответить активисту, – у нас, конечно, не Америка, где тинейджеры разгуливают с огнестрелом, однако при введении «службы обороны государства» пострадавшая сторона может обратиться к старшему братику, который придет разбираться, прихватив своих друзей в камуфляже.

Ну а если все же перевести все в деньги, то самую значимую заявку на успех сделало Министерство благосостояния. Как заявила на днях глава ведомства Эвика Силиня, нужны 19,2 миллиона евро на предотвращение насилия, реабилитацию пострадавших и тому подобное. Так как министр у нас – от премьерского «Нового Единства», средства, скорей всего, найдутся. А вот будет ли результат...

Подписывайтесь на Телеграм-канал BB.LV! Заглядывайте на страницу BB.LV на Facebook! И читайте главные новости о Латвии и мире!
Комментарии (0)



Статьи по теме

Наша Латвия И по средней зарплате Латвия оказалась на втором месте с конца

Нет таких экономических показателей, по которым бы наша страна выгодно отличалась от других стран Евросоюза.

Наша Латвия «Им выдадут оружие» - Пуданс о важной роли земессаргов во время кризиса

Командующий земессардзе Карспар Пуданс рассказал в эфире TV24 о крайне важной роли земессаргов в случае войны.

Наша Латвия «Собака уже упала!» Рижане обеспокоены неогороженным водоемом у Panorama Plaza

Жительница Пардаугавы Илона каждый день наблюдает за потенциально опасным, по ее мнению, местом, которое находится возле Т/Ц Spice и Panorama Plaza. Это открытое хранилище воды, доступ к которому может получить любой желающий, передает Bez Tabu.

Наша Латвия Жителям Латвии обещают лекарства по нормальным ценам. Когда?

Мы не можем отступить от обещания снизить цены на рецептурные лекарства осенью на 15-20%, заявил министр здравоохранения Хосам Абу Мери.

Читайте еще

Lifenews Многолетний участник «Dzelzs vilks» уходит после обвинений в насилии
Бывший барабанщик «Dzelzs vilks» Марцис Юдзис опубликовал на своей странице в Facebook эмоциональные слова прощания с группой.
ЧП и криминал «Меня бьют и обзывают!» – жалуются не только школьники, но и детсадовцы
Государственная инспекция по защите прав детей Латвии подвела итоги за девять месяцев: было получено 97 письменных жалоб на эмоциональное и физическое насилие со стороны сверстников, из которых 44 подтвердились.
Наша Латвия Насилие среди подростков: почти 100 заявлений за год
Государственная инспекция по защите прав детей за девять месяцев этого года получила 97 письменных жалоб на эмоциональное и физическое насилие со стороны сверстников, из которых 44 подтвердились, сообщили в инспекции.
ЧП и криминал Насильно мил не будешь: Рижский суд не согласен с тем, что бьет – значит любит
Рижский городской суд недавно приговорил к 420 часам общественных работ мужчину за длительное преследование, угрозы и физическое воздействие на женщину с целью восстановления их совместного жительства.