Отмечая 140-летие со дня открытия органа Рижского собора в 1884 году, Рижский собор приглашает зрителей на концерт «Ciemos pie ērģelēm» в конце января, сообщили организаторы мероприятия.
Концерт состоится 28 января в 15:00 и запланирован как пять коротких концертов в исполнении латвийских органистов. После каждого из них зрители смогут подняться наверх к органу, увидеть вблизи великолепный органный вид, встретиться и поговорить с только что сыгравшими органистами. Посетители смогут познакомиться с историей органа, узнать о принципах работы органа на макете, точно воспроизводящем органную конструкцию Рижского собора, а также заглянуть за некоторые, обычно закрытые, двери собора, включая машинное отделение.
Органисты Ивете Пельше и Диана Яунземе-Портная выступят в 15.00, органисты Йоланта Баринска и Лариса Царькова – в 16.00, органисты Робертс Хансонс и Илона Бирлеле – в 17.00, органисты Эдите Алпе и Дигна Маркуле – в 18.00, а в 19.00 – органисты Янис Карпович, Лига Деюс.
Новый орган Рижского собора был открыт 31 января 1884 года (по старому стилю 19 января) в 9 часов утра, а вечером того же дня в 18 часов состоялся первый концерт в Рижском соборе после длинный перерыв, во время которого Луис Гомилиус из Санкт-Петербурга исполнял музыку елгавского режиссера Рудольфа Постеля и органиста собора Вильгельма Бергнера.
Концерт открыл Бергнер. Прозвучала композиция «Lai Divu visi teic» Ференца Листа, специально написанная для органа Рижского собора в Веймаре в конце жизни великого композитора. За этим последовали самые известные органные сонаты Мендельсона и фуга Рихтера.
В отличие от других органов, фасад органа Рижского собора и инструмент не представляют собой одно целое. Сам инструмент представляет собой орган, построенный и установленный компанией «EF Walcker & Co» в 1884 году. С другой стороны, фасад сохранился от прежнего инструмента 1601 года.
21 мая 1547 года в Риге вспыхнул пожар, пламя от горящих домов Яуниелы перекинулось и на церковь. Сгорела башня собора и тогдашний орган. Строительство нового органа завершил в 1601 году Якоб Рааб, органный мастер из Любека. От органа Рааба на проспекте сохранились три центральные башни и расположение композиции. Органный проспект имел открывающиеся и закрывающиеся ставни, петли и шнуры которых сохранились до сих пор. В то время проспект был темно-коричневым с позолотой, но скульптуры и маски были разноцветными.
31 июля 1707 года в орган собора ударила молния. Повреждения оказались настолько значительными, что орган уже не был пригоден для музицирования. Повреждение молнией послужило стимулом к восстановлению органа, что, судя по письменным свидетельствам, произошло во многом из-за возраста и плохого общего состояния инструмента. В августе 1709 года ремонт органа был завершен.
Менее чем через 20 лет, по окончании Северной войны, с 1720 по 1721 год, Рижский Домский собор подвергся масштабной реконструкции. Органный проспект был окрашен в синий цвет и дополнен четырьмя крупными выразительными резьбами по дереву. Таким образом, проспект приобрел привычный теперь барочный характер. Однако последовало еще несколько ударов молнии, поскольку в то время громоотводы еще не были изобретены, вода текла через дыру в крыше, а состояние соборного органа быстро ухудшалось.
Уже в 1773 году органист Леберетс Циммерманис жаловался, что инструмент нуждается в капитальном ремонте. 18 марта того же года в Ригу из Галле прибыл органостроитель Генрих Андреас Концюс, с которым заключил договор на капитальный ремонт органа.
По-настоящему латвийская органная музыка начала развиваться только тогда, когда в 1930-е годы за орган Рижского собора сел органист, импровизатор и композитор Альфредс Калниньш.
С другой стороны, настоящий расцвет органной музыки в Латвии начался, когда в 60-х годах прошлого века Рижский кафедральный собор стал концертным залом. Масштабные концерты и фестивали органной музыки проходили здесь даже после того, как Домский собор вновь стал в первую очередь храмом.