Фронт за линией фронта: Латвия - два года в обстановке военного времени 0

Наша Латвия
BB.LV
Фронт за линией фронта: Латвия - два года в обстановке военного времени

На этой неделе исполнится два года полномасштабной войне на Украине. Война в центре Европы, начавшаяся на рассвете 24 февраля 2022 года, кардинально поменяла политику Европейского союза и, без всякого преувеличения, изменила латвийскую политическую атмосферу до неузнаваемости.

Два года Латвия живет почти по законам военного времени — те решения, которые еще накануне 24 февраля 2022 года казались немыслимыми, сегодня стали реальностью. При этом многие прогнозы, высказанные в порыве эмоций в первые дни и месяцы войны, ни только не сбылись, а нынче выглядят наивно-фантастическими.

Чтобы подвести итоги этих двух лет именно для Латвии и Евросоюза с НАТО, мы попытались составить топ-событий. Своего рода краткий перечень итогов двухлетней войны.

Первый итог — это все надолго

Даже самые «законченные» пессимисты полагали, что горячая фаза войны продлится максимум год-полтора. Сегодня уже всем очевидно — и в России, и на Украине, и в ЕС, и в НАТО, и во всем мире, - что нынешняя война надолго. И вполне вероятно, что в феврале 2025 года мы будем подводить печальные итоги трехлетия войны…

Это уже стало расхожей фразой, что любая война рано или поздно заканчивается миром. Но ужас в том, что пока нет никаких даже намеков на такой мир, нет предпосылок для прекращения войны — продолжается война на истощение, причем на истощение, как человеческих, так и финансовых, и технических (технологических) ресурсов. Как тут еще раз не посокрушаться по поводу беспомощности всех международных организаций! И чем дольше, чем кровопролитнее это война, тем сложнее будет договариваться. Особенно в условиях, когда обе стороны и их союзники надеются на поражение противника на поле боя.

Второй итог — санкции, которые не сработали

«Экономика России будет разорвана в клочья», «Россию ждут разрушительные последствия». Это только два самых ярких «прогноза», которые делали представители ключевых стран ЕС и НАТО, два года назад, когда только принимались первые экономические санкции. И вот прошло два года… До конца февраля Евросоюз может утвердить уже 13-ый по счету санкционный пакет, а… воз и ныне там. Или точнее — экономика России живет, более того, по итогам прошлого года был зафиксирован экономический рост в объеме 2,6% от ВВП. Для сравнения: экономика Латвии, равно как и многих стран ЕС, включая Германия, почти погрузилась в рецессию, то есть был или легкий экономический спад или очень слабый экономический рост. Кстати, Москва утверждает, что в этом году рост экономики продолжится, причем в том же объеме.

Справедливости ради заметим, что, конечно, санкции нанесли определенный ущерб экономике России, особенно в свете решения, принятого еще в первые месяцы войны, о замораживании российских государственных финансовых активов, размещенных условно на Западе — речь идет о средствах Центробанка России.

Однако если вспомнить о тех целях, которые преследовали эти санкции, то сегодня можно смело констатировать, что за два года НИ ОДНОЙ цели достичь не удалось. Судите сами.

Во-первых, санкции были введены, чтобы лишить Россию финансовой возможности продолжать войну. Результат — ноль.

Во-вторых, санкции были введены, чтобы путем ухудшения социально-экономической ситуации вызвать недовольство населения и в результате, чтобы народ вынудил власти прекратить войну. Результат мы все видим.

В-третьих, путем замораживания активов и изоляции близких к Кремлю олигархов и государственных деятелей также создать почву для недовольства элит и тем самым способствовать или смене власти, или тому, что элита вынудит Кремль прекратить войну. За два года, как мы можем констатировать, никакого условно дворцового переворота не произошло.

В-четвертых, путем запрета на экспорт в Россию стратегических материалов, технологий и товаров двойного назначения лишить возможности эффективно вести военные действия.

Да, у санкций, как подчеркивали в Брюсселе, есть и моральный аспект — Евросоюз не мог не реагировать на агрессию одной европейской страны против другой и на военные преступления. Реальность такова, что кроме морального аспекта других явных последствий рассмотреть пока не удалось.

Пытаясь «оправдать» неэффективность санкций, многие политики утверждают, что нужно было не 13 пакетов принимать, а один, но очень жесткий, запретив любые торгово-экономические отношения с Россией. То есть тотальный экономический бойкот.

Впрочем, и этот аргумент не выглядит убедительным, поскольку Россия была и остается частью всемирной торговли и пока нет предпосылок, что к этому тотальному эмбарго присоединились бы и другие страны, не входящие в ЕС, НАТО и в трансатлантическую ось.

Третий итог — собственные санкции и запреты

Отметим, что, наряду с евросоюзовскими санкциями, Латвия еще ввела свои собственные санкции и ограничения. Так Латвия прекратила выдачу гражданам РФ туристических и бизнес-виз, а также въезд в Латвию через внешнюю границу по шенгенским визам, в том числе и многократным, если на то нет существенной причины.

Еще в конце 2022-го года был законодательно запрещен импорт в Латвию природного и сжиженного газа российского происхождения. Под соусом в том числе и санкций Сейм, как известно, в начале января принял закон о перенятии (конфискации) имущества правительства Москвы — Дома Москвы в Риге. Уже с 15-го февраля могут быть конфискованы машины с российскими регистрационными номерами, если они не пересекают территорию Латвии транзитом, и не относятся к дипломатической собственности.

Сейм готовиться принять в окончательном чтении поправки, запрещающие ввоз в Латвию для использования на внутреннем рынке российских и белорусских сельхозпродуктов.

Очевидно, что все перечисленные меры носят скорее политический характер, поскольку никак не могут повлиять на позицию России и тем более — на военную обстановку. Зато вполне могут нанести экономический ущерб нашей стране — если бы, к примеру, коалиция согласилась бы с горячими головами, призывавшими запретить вообще транзит российского зерна и зерновых продуктов через Латвию. «Польза» была бы только одна — Латвия потеряла бы десятки, а может и сотни миллионов евро. При этом транзитные потоки переняли бы Литва и Эстония, а также другие страны ЕС.

К тому же запрет транзита мог бы трактоваться Брюсселем и как нарушение евросоюзовского законодательства.

Четвертый итог — несбывшиеся надежды на изоляцию

Сегодня, накануне двухлетней годовщины войны, многие эксперты вспоминают слова, сказанные тогдашним президентом ЛР Левитсом через полгода после начала войны: «Россия уже находится в изоляции и мы ее изолируем полностью». Каждый читатель, конечно, может сам сделать вывод о том, насколько этот «прогноз» оказался точным. Понятно, что внешнеторговый оборот России с ЕС уменьшился значительно, однако торговые отношения все эти два года между ЕС и Россией продолжались. Более того, объем закупленного странами ЕС (кроме стран Балтии) российского сжиженного газа вырос в разы!

Примечательно, что продолжаются торговые отношения и между Латвией и Россией. Латвия экспортирует в РФ главным образом алкогольные напитки и медикаменты, а импортирует — зерно, зерновые продукты, уголь, продукты питания… То есть все, что еще не подвержено санкциям с обеих сторон.

Поскольку «убедить» латвийских предпринимателей не взаимодействовать с восточным соседом не удалось, политики сейчас будут пытаться отбить желание торговать с Россией путем кнута. В Сейме рассматривается на сей счет три законопроекта. Это запрет на участие в государственных и муниципальных закупках для тех латвийских компаний, которые сотрудничают с Россией. Это и предложение обложить огромным налогом все переводы латвийских коммерсантов своим российским партнерам.

Также вскоре будут приняты поправки, которые обяжут на ценниках обозначать флажком страну-производителя данного товара. Цель — предупредить покупателей, что те или иные товары, которые попались им на глаза, произведены в России или Белоруссии.

Так или иначе, но в мире намного больше стран, чем тех, кто входят в ЕС и НАТО. К тому же отдельные экономические гиганты — прежде всего Китай, - имеют очень тесные отношения с Россией, что сводит эффект от санкций до минимума. Неслучайно Брюссель уже включает в санкционные списки те компании третьих стран, которые пытаются обойти евросоюзовские санкции.

В любом случае, изолировать Россию полностью уж точно не удалось. О чем косвенно свидетельствует и событие последних дней. Напомним: на днях в российских оппозиционных СМИ появилась информация о том, что правоохранители РФ объявили в розыск в том числе десятки латвийских политиков, включая действующих депутатов Сейма и министров. В отношении них Россия возбудила уголовные дела за оправдание нацизма, поскольку они голосовали в 2022-м году за закон о сносе памятника в Пардаугаве.

Реагируя на эту информацию. МИД ЛР и Госполиция призвали граждан Латвии тщательно взвешивать свои зарубежные поездки, если речь идет не о странах ЕС и НАТО. Граждан Латвии призвали проверять, насколько та или иная страна дружит с Россией. Вот и все, что нам нужно знать об изоляции России в действительности…

Пятый итог — сплочение, которое не случилось

Вскоре после начала войны первые лица страны даже произнесли очень правильные слова: латвийские русскоязычные уж точно не несут ответственности за войну, за действия России. И нам нужно, наоборот, сплотить латвийское общество.

В ту пору еще глава МИДа Эдгарс Ринкевич заговорил даже о создании политической нации. Что было дальше — мы все знаем и помним. Это и принятие в срочном порядке поправок, ликвидировавших образование на языках нацменьшинств, это и закон о сносе памятников, это и эпидемия переименования улиц, и неистовая борьба с русским языком всюду и везде… Стоит ли удивляться, что политической нацией пока в Латвии и не пахнет?!

Напротив, все опросы показывают рост тревоги и неуверенности у нелатышского населения. Едва ли сплочению общества способствовал и «эксперимент», затеянный над пожилыми людьми — бывшими гражданами и негражданами Латвии, оформившими в свое время российское гражданство. Конечно, всегда можно дискутировать о том, насколько это было мудро — брать гражданство другой страны, прожив всю жизнь в Латвии, но это не значит, что теперь людей нужно выселять.

Шестой итог — тупик и усталость

Как бы не было это больно осознавать тем, кто реально страдает от войны, в том числе и украинским беженцам, но чем дольше идет война, тем сильнее усталость от нее других стран и народов. Разумеется, чем ближе страна находится к эпицентру событий, тем меньше усталость, поскольку война все время рядом, она присутствует в общественном сознании. И в этом смысле внимание латвийского общества особенно не ослабело к событиям на Украине и спустя два года.

Однако не Латвия — основной геополитический игрок. Те же страны, которые реально влияют на судьбы мира, явно устали от войны, от трат на нее… К тому же в этом году в США и в других ключевых странах пройдут очень важные выборы и понятно, что политики в этот момент пытаются сфокусироваться на внутренних проблемах страны.

Самый печальный итог: война и нестабильность вблизи Латвии будут продолжаться. Находясь в «прифронтовой зоне», едва ли стоит рассчитывать на бурный приток инвестиций в нашу экономику. Уж точно этому не способствуют и постоянно звучащие из Риги, Таллина и Вильнюса «прогнозы» о том, что Россия в обозримом будущем попытается напасть на страны Балтии. В любом случае, расходы на военные нужды с учетом сложившейся обстановки будут только увеличиваться.

Увы, пока хороших новостей у нас для вас нет. Будем пытаться выживать в создавшихся условиях — в условиях «фронта за линией фронта».

Абик Элкин
Все статьи
0
0

Комментарии (0)

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ