Вот и закончились волнения учеников и родителей, получены итоговые оценки по экзаменам, которые чиновники от образования мурыжили более месяца. Минобразования с удовольствием приступил к своей "летней трудовой четверти" — к 15 июля подадут документы на очередную бюрократическую структуру.
"С новым названием и визуальной идентичностью"
Согласно конституции, власть в Латвии принадлежит народу. Однако по факту основным субъектом правоприменения у нас являются чиновники. Будучи хорошо оплачиваемым, мотивированным, сплоченным, профессиональным классом, они не подвержены всяческой ерунде вроде выборов — зато могут создавать новые сущности государства.
Примером оных является замечательный в своем роде проект "Нового агентства", вызревший в недрах Министерства образования и науки, коим управляет Анда Чакша ("Новое Единство").
Кабинет министров уже подготовил проект принятия распоряжения, согласно которому Министерство образования и науки (МОН) создает новую суперструктуру, в которую сольют нынешние Государственный центр качества образования, Государственное агентство развития образования, Агентство международных молодежных программ и Агентство латышского языка.
Чтобы закрыть все вышеперечисленное, создадут специальную ликвидационную комиссию, которая будет действовать аж до 1 сентября 2025 года.
Что же создадут взамен, пока что неясно, потому в документах политического планирования и фигурирует замечательное наименование — "Новое Агентство". "В данное время происходит опрос работников… дискуссия и выслушиваются мнения о названии Нового Агентства, о чем может быть достигнут консенсус…"
Лингвистическим позициям государства, разумеется, ничто угрожать не может — несмотря на ликвидацию Агентства латышского языка, у него будут переняты "обеспечение методической поддержки, содержания образования и разработка методических материалов". Ну да, труды требуются громадные — например, чтобы учащиеся бывших школ нацменьшинств в 11–м классе сдавали госэкзамены по латышскому точь–в–точь по такой же программе, как те, для кого этот язык родной.
А все эти мероприятия, указывается в документе А. Чакши, потребны для того, чтобы "обеспечить высококачественные, доступные и непрерывные услуги, развитие включающего образования личности, благосостояния людей, укрепления государственного языка и национальной идентичности и долгосрочного роста государства". В общем, все, что записано в Национальном плане развития, Основных направлениях развития образования, Основных направлениях развития детей, молодежи и семьи и Основных направлениях политики государственного языка.
Вот шах и мат тем, кто считает, что у нас больше нет плановой экономики. Хотя в данных отраслях вроде как никаких матресурсов не выпускается, но все ж там идет непрестанное выковывание национального ВВП. Ибо он отражается в статистике и за счет государственного управления!
И что самое интересное, все эти основополагающие документы конечными временными рамками ставят 2027 год. Что ж будет после?
По эстонскому пути
После слияния в Новое Агентство можно будет объединить такие подразделения, как юридические, финансовые, бухгалтерские, коммуникационные. Устранят также "риски эффективности управления и затрат содержания собственности". Устранят раздробленность информационных баз данных разных контор. У всех чиновников будет новый электронный адрес, соответственно — единый домен в интернете.
Единая кадровая политика выправит ситуацию со штатными местами, устранят "длительные вакансии". Слияние учреждений позволит выровнять зарплаты госслужащих, выполняющих сходный объем работы.
На 2025 год прогнозируются доходы Нового Агентства в размере 86 558 419 евро и расходы — в 85 875 478 евро. То есть даже небольшой плюс!
Да, деньги Европейской экономической зоны и Норвегии, ручеек которых ныне течет в Государственное агентство развития образования, автоматически перенаправят в Новое Агентство.
В ведомстве А. Чакши настаивают на новой философии госуправления:
"Необходимо рассмотреть целесообразность консолидации функций этих учреждений и выполнение связанных с ними задач стратегически организовать в одном институте, соблюдая принципы агентства одной остановки, а не продолжать модель оказания услуг, в которой вышеуказанные учреждения оказывают связанные, но разрозненные услуги, а также ведут их отдельный надзор, тем самым затрудняя возможность целевой аудитории…"
Этому Латвию учит, кстати, и Организация экономического сотрудничества и развития, которая в 2024 году выпустила анализ образовательной сферы нашей республики. Нам приводят в пример Эстонию, где всеми школьно–юношескими делами рулит структура Harno — Совет по образованию и молодежи. Хотя министерство, конечно, у соседей тоже есть.
Незаменимых у нас нет
Вполне возможно, на этом полет мысли руководства страны не остановится. Ряд национально мыслящих комментаторов уже пролил скупую слезу над судьбой профессора Мариса Балтиньша, который с 2004–го по 2009 год возглавлял агентство "Центр перевода и терминологии", с 2009–го по сию пору руководил Центром государственного языка, а ныне его судьба подвешена.
В этом смысле ответ нам дают оптимисты из МОН:
"Ни у одного учреждения нет прав ни на существование, ни на определенную компетенцию. Учреждения создают, ликвидируют, их компетенции определяет Кабинет министров (или министр), исходя из принципа эффективности, чтобы реализовать задачи исполнительной власти, которые постоянно меняются. Процедуре нужно быть простой".
Так что и М. Балтиньшу нужно будет вспомнить, что он вообще–то в 1984 году окончил Рижский медицинский институт по специализации заболеваний внутренних органов. Никто не мешает ему заняться частной практикой — врачи у нас востребованы, особенно в глубинке.
В свою очередь, недавно уволенный со скандалом глава Государственной канцелярии Янис Цитсковскис по первому диплому, полученному в 2000 году в Рижском техническом университете — бакалавр машиноведения. Инженер, это звучит гордо.
С таким CV его возьмут в любом ориентированном на экспорт предприятии, в особенности связанном со сферой авиации. Ведь с должности–то обер–чиновник слетел за организацию пресловутых рейсов А. К. Кариньша!
Ну а когда выяснится, кто же станет рулить Новым Агентством — то все станут завидовать новому бенефициару. Особенно министерский офисный планктон. Ведь даже для чиновнического клана, признает МОН, характерны "недостаточность человеческих ресурсов" и проистекающая отсюда "возможность случаев конфликта интересов"…
В последнюю минуту
Впрочем, Балтиньш пока может не начинать вспоминать, где находятся внутренние органы и как их лечить. Министерство образования все же не решилось ликвидировать Агентство латышского языка, свидетельствует проект распоряжения о создании нового государственного учреждения, переданный на согласование.
Этому предшествовали «многочисленные просьбы трудящихся», заподозрившие министерство чуть ли не во вредительстве.