Попытка властей одновременно и налоги повысить, и контроль за доходами населения ужесточить — и при этом себе любимым и дальше поднимать зарплаты, не удалась. Пришлось правящим по крайней мере показать готовность умерить свои аппетиты. Хотя бы немножко.
Приступить к урезанию
На последнем заседании Кабинета министров было принято концептуальное решение, во–первых, сократить расходы на закупки товаров и услуг для нужд госуправления на 11 процентов, во–вторых, ограничить рост заработной платы в публичном секторе на уровне до 2,6%, и в–третьих, не увеличивать штатную численность в публичном секторе. Этот запрет на увеличение числа работников будет распространяться на государственные учреждения, самоуправления, государственные и муниципальные предприятия, которые получают финансирование из государственных и муниципальных бюджетов.
Насколько можно понять, подобные сокращения расходов могут дать экономию в размере 100 миллионов евро — 50 миллионов за счет сокращения закупок товаров и услуг, и еще 50 миллионов — за счет экономии на увеличении заработной платы.
Правительство самоуправлениям не указ
Но пока вопросов по этому решению правительства больше, чем ответов. Во–первых, неясно, каким образом государство может автономным самоуправлениям запретить увеличивать число работников, к примеру, в департаменте городской думы и тем более в муниципальном предприятии, если это предприятие не получает госдотации. Закон о самоуправлениях не предусматривает столь грубое вмешательство в работу муниципалитетов.
Во–вторых, не приведет ли эта "легкая заморозка" роста зарплат в публичном секторе к нарушению обещаний, которые были даны тем же учителям? Ведь рост вознаграждения педагогам зафиксирован в специальном законе, есть и соответствующее решение правительства. Значит ли это, что и медики не смогут рассчитывать на прибавку к жалованью, если, к примеру, в госклиниках появится такая финансовая возможность? Очевидно, что по этому поводу министров еще ждут непростые дискуссии с профсоюзами.
При этом, насколько можно понять, ограничения роста заработной платы не коснется полицейских, пожарных и военных. Это должно быть оговорено отдельно.
На что истратят лишние деньги
Еще до вторничного решения кабмина правительство уже наскребло по сусекам в министерствах "лишние" 138 миллионов. Если прибавить к ним те 100 миллионов, которые можно будет сэкономить на зарплатах и на закупках, то получается уже 238 миллионов. Значит ли это, что и они будут потрачены тоже только на безопасность, причем в узком ее понимании — то есть только на военные нужды и на нужды отрасли внутренних дел?
Спору нет: рост зарплат в публичном секторе следует ограничить. Особенно учитывая, что и в этом году зарплаты в публичном секторе росли на 4,1% стремительнее, чем в частном секторе. В итоге рост зарплаты в частном секторе был на 8,3%, а в публичном — на 12,4%. Не нужно быть экономистом, чтобы понять, что стагнирующая экономика не может уже потянуть столь внушительный рост зарплат в публичном секторе, который главным образом живет за счет налогов частного бизнеса.
Министры прибавку не заметят
Отдадим должное правительству, которое все–таки решилось ужать расходы госуправления. Это хорошо, но явно недостаточно. И с финансовой, и с политической точки зрения.
Если говорить о политической составляющей, то нет никакого логического объяснения повышению зарплат в следующем году высшим должностным лицам хотя бы и на 2,6%. Извините, но тот же президент или премьер с окладом 8440 евро до уплаты налогов эту прибавку в размере около 300 евро "на бумаге" даже не заметит. Это же относится и к министрам, и к депутатам Сейма, которые уже давно получают зарплату, в 3–5 раз превышающую среднюю по стране.
Что мешало принять решение о замораживании роста зарплат высших должностных лиц и руководителей самоуправлений? Да, с учетом ограниченного числа высших должностных лиц экономия средств для государства будет скорее символическая. Но для общества такое проявление хотя бы минимальной солидарности весьма важно.
Хорошо, но мало
Что же касается финансовой составляющей, то правы те предприниматели, которые призывают власти быть смелее и пойти на куда более масштабное урезание расходов. По мнению экспертов, с учетом запланированной расходной части бюджета в размере 12 миллиардов вполне можно сократить расходы и на 600–800 миллионов. Тогда хватит и на то, чтобы добавить на безопасность, и на то, чтобы хоть как–то улучшить систему социальной помощи (социальные пособия, семейные пособия).
Но пока, кажется, власти еще к этому не готовы. Тем более не готовы они и к реальному сокращению работников госуправления. Премьер Эвика Силиня давеча заявила, что это, мол, приведет к повторению печальной ситуации 2009 года, когда уволенные клерки уезжали на ПМЖ за границу. Честно говоря, довод так себе. Особенно зная, что в частном секторе наблюдается дефицит работников. Или клерки априори неспособны работать в частном секторе?
Возьмутся и за население
Зато очевидно, что теперь, заявив о готовности покуситься на собственный карман, политики начнут ужесточать борьбу с той же теневой экономикой. Уже принято решение о том, что банкам придется информировать налоговые службы о разовых операциях со взносом или выемкой наличных на сумму, превышающую 750 евро. Это значит, что по крайней мере тем, кто регулярно зачисляет большие суммы наличных на свой счет через банкоматы, придется показать, имеются ли у них для таких операций легальные доходы.
С одной стороны, это справедливо, а с другой — может, эффективнее придумать более мотивирующий способ выйти из тени и начать платить налоги? Это относится и к самой налоговой реформе: опыт показывает — в том числе, кстати, и Латвии, что уменьшение налоговых ставок и упрощение самой налоговой системы приводит к увеличению налоговых поступлений в казну. Но судя по первоначальному плану налоговых изменений, представленных Минфином, на такой шаг государство пока пойти не готово.