
На торговые суда Империи возложили напраслину.
Петербург, осуждая в официальных заявлениях невольничий бизнес, отказывался подписывать международные соглашения.
К 1830-м годам большинство стран, причастных к работорговле, пришли к пониманию необходимости запрета такой торговли, подписав совместные международные соглашения о борьбе с ней. Столь прибыльный «бизнес» не мог свернуться в один момент, поэтому торговля рабами продолжилась руками контрабандистов. Причём уже с начала XIX века Великобритания уже практиковала патрулирование берегов Африки с целью задержания невольничьих кораблей и освобождения рабов.
В связи с этим контрабандисты стали незаконно ходить под флагами государств, не имевшим исторически никакого отношения к работорговле и, следовательно, автоматически находящимся вне подозрений. Поэтому участились заявления англичан о задержке ими невольничьих судов под российским флагом.
Российский генеральный консул в Рио-де-Жанейро в марте 1836 года даже выступил со специальным предупреждением (на скриншоте), гласившим, что «никто не имеет права поднимать флаг российского торгового флота без официального разрешения Императорского правительства; что это разрешение должно быть подтверждено надлежащим патентом и предоставляется только на условиях, определённых законами Империи. Наконец, что любое нарушение этого правила, любое незаконное использование российского флага должно рассматриваться как преступление».
Историко-документальный департамент МИД РФ заключает:
«Трудно сказать, действительно ли в те годы значительное число невольничьих кораблей плавало под флагом Российской империи или англичане сознательно раздували шум и старались создать преувеличенное представление о работорговле под русским флагом (известен эпизод с бригантиной "Голубчик"), чтобы добиться от Петербурга согласия на подписание совместного договора о запрещении работорговли. Россия, осуждая в официальных заявлениях невольничий бизнес, отказывалась подписывать международные соглашения о запрещении трафика африканцев, считая, что Лондон использует весь процесс борьбы с этим преступным делом в корыстных колониальных целях».
Комментарии (0)