
Своей нетрадиционной ориентацией фрау Вайдель старается привлечь молодежь.
У международной пары есть двое приемных сыновей.
Критики лидера «Альтернативы для Германии» Алис Вайдель называют ее оппортунисткой и политическим хамелеоном. Открытая лесбиянка и интеллектуалка, она не похожа на стереотипного ультраправого политика, но ее сторонники говорят, что именно нестандартный образ Вайдель приносит партии успех. Под ее руководством АдГ стремительно набирает популярность и на парламентских выборах 23 февраля впервые в истории может занять второе место.
Алис Вайдель, выдвинутая кандидатом в канцлеры от «Альтернативы для Германии», для многих остается загадочной фигурой. В интервью она предстает умеренным политиком, называет свою партию консервативно-либертарианской и заявляет, что ярлык ультраправой на нее навесили мейнстримные СМИ.
Однако многих пугает жесткая риторика ее предвыборных митингов. АдГ выступает за массовую депортацию мигрантов, отказ от евро и «зеленого» курса, прекращение поставок оружия Украине, снятие санкций с России и возврат к закупкам дешевого российского газа.
Китайские пенсии и дедушка-нацист
Алис Вайдель родилась в 1979 году в городе Гютерсло на западе Германии, в семье торговца мебелью и антиквариатом.
В интервью WeltWoche она вспоминала, что в школе любила спорить и отстаивать свое мнение, из-за чего нередко сталкивалась с трудностями и конфликтовала с детьми иммигрантов с Ближнего Востока. «Когда тебя постоянно обзывают „шлюхой" или чем-то подобным, уже не хочется ходить в открытый бассейн», — рассказывала она.
Ее родители не состояли в партии, но Вайдель говорит, что росла в «очень политизированной» атмосфере. При этом она старается избегать воспоминаний о нелицеприятных страницах истории своей семьи.
Издание Politico писало, что ее бабушка и дедушка были членами нацистской партии. Согласно расследованию Welt am Sonntag, основанному на архивных данных, ее дед, Ганс Вайдель, был военным судьей в комендатуре Варшавы и выносил приговоры противникам Третьего рейха. В архивах отмечалось, что его назначил на эту должность лично Адольф Гитлер, и руководство высоко ценило его рвение и «интерес» к своим обязанностям.
Вайдель говорит, что ей ничего не известно о нацистском прошлом ее деда. «Из-за семейных разногласий мы не общались с дедом, который умер в 1985 году, и он не был темой обсуждений в семье», — ответила она на просьбу Politico о комментарии.
После Второй мировой войны семья Вайдель была изгнана из Силезии (территория современной Польши) и обосновалась в Восточной Вестфалии.
Отучившись в гимназии, Вайдель поступила в Байройтский университет, где получила два высших образования — по бизнесу и экономике, после чего устроилась на «работу мечты» — в инвестиционный банк Goldman Sachs. Однако роль финансового аналитика ей вскоре наскучила, и Вайдель отправилась в Китай, чтобы писать докторскую диссертацию по пенсионной системе КНР и работать бизнес-консультантом в Bank of China.
В Пекине она провела почти шесть лет, получив докторскую степень и в совершенстве овладев китайским, который самостоятельно изучала со школьных лет. Вернувшись в Германию, Вайдель еще несколько лет работала бизнес-консультантом в разных компаниях, пока в 2013 году не решила уйти из финансов и заняться политикой.
Идеологические убеждения или политический расчет?
Только-только созданная ультраправая партия, Alternative für Deutschland («Альтернатива для Германии»), провозглашала своей целью выход из еврозоны, и именно это привлекло Вайдель, тоже противницу евро.
Впоследствии АдГ переключилась на борьбу с иммиграцией и радикализировалась, превратившись в политического изгоя из-за своей крайне правой риторики, и Вайдель признавала, что членство в партии стоило ей потери друзей, а ее семье даже пришлось переехать в другой город.
При этом многие из тех, кто был знаком с Вайдель по работе в финансовой сфере, недоумевали по поводу ее решения примкнуть к ультраправым.
Живущий в Германии американский банкир Джим Дилворт, который работал с ней в Goldman Sachs и Allianz Global Investors, говорит, что в то время она не проявляла никаких правых взглядов. «Самым „радикальным" было ее скептическое отношение к евро как к единой валюте», — сказал он Financial Times.
Дилворт добавил, что, когда позже он интересовался причинами ее решения, Вайдель якобы сказала ему, что ей бы понадобилось 20 лет, чтобы добиться такого же политического успеха в правоцентристском Христианско-демократическом союзе (ХДС).
«Поэтому она выбрала именно эту партию, АдГ. Я думаю, в этом было много оппортунизма», — считает Дилворт.
Вайдель отрицает, что когда-либо говорила что-то подобное. «Я никогда этого не говорила. Это не имеет никакого смысла. Никто, тем более в то время, не вступал в АдГ ради карьеры», — сказала она FT.
«Лесбиянка по биологическим, а не по политическим причинам»
Если евроскептицизм Вайдель полностью соответствовал линии партии, ее личная жизнь шла с ней вразрез.
«Альтернатива для Германии» защищает традиционные семейные ценности, выступая против однополых браков и «гендерной идеологии». Семья — это отец, мать и дети, говорится в манифесте АдГ.
Алис Вайдель при этом — открытая лесбиянка, много лет состоящая в гражданском браке с Сарой Боссард, кинорежиссером шри-ланкийского происхождения. Они делят жизнь между двумя странами, Швейцарией и Германией, и воспитывают двоих приемных сыновей.
Вайдель не смущает противоречие между ее личной ситуацией и взглядами ее партии. «Я не квир. Я просто состою в браке с женщиной, с которой знакома уже 20 лет», — объясняет она.
Ее соратники тоже не видят в этом проблемы. Как сказал о Вайдель один из высокопоставленных членов АдГ в интервью FT, «она лесбиянка по биологическим, а не по политическим причинам».
Вайдель предпочитает не заострять внимание на своей сексуальной идентичности. В одном из немногих комментариев на эту тему она заявила, что состоит в AдГ «не вопреки своей гомосексуальности, а благодаря ей», так как, по ее словам, эта партия — единственная, которая поднимает вопрос враждебности мусульманских иммигрантов к ЛГБТ-сообществу, писала Frankfurter Allgemeine Zeitung.
Когда в Германии в 2017 году узаконили однополые браки, Вайдель назвала это малозначимой темой на фоне вышедшей из-под контроля миграции.
С тех пор руководство «Альтернативы для Германии» почти не высказывается по этому поводу, подчеркивая, что хотя партия поддерживает традиционный институт семьи, в АдГ приветствуют гомосексуалов, которые «полностью интегрированы».
При этом, по словам Вайдель, ее партия выступает против квир-просвещения в школах, которое она называет «бессмысленными левацкими гендерными идеями».
Тэтчер как политический кумир
Вайдель считает своим политическим кумиром Маргарет Тэтчер, бывшего британского премьер-министра, которая до сих пор вызывает у британцев весь спектр эмоций от восхищения до ненависти.
«Меня впечатляет ее биография — ее готовность идти против течения, даже когда это неприятно. Тэтчер пришла к власти, когда Британия была в экономическом упадке, и вывела ее на правильный путь», — сказала Вайдель в интервью Bild.
Комментарии (0)