Эстонский топливный союз написал Postimees, что Банк Эстонии дает ложную информацию. Глава союза Март Раамат сразу уточнил, что ложным является не тот факт, что Латвии топливо дешевле, потому что это, действительно, так, и здесь не о чем спорить.

«Банк Эстонии игнорирует несколько ключевых аспектов ценообразования на топливо и поэтому приходит к ошибочному выводу, будто цены на топливном рынке Эстонии менее благоприятны для потребителей, чем в Латвии», - сказал Раамат.

Ниже приводится полный ответ Марта Раамата Банку Эстонии:

"Вчерашний пресс-релиз Банка Эстонии, в котором указывалось, что даже без учета государственных пошлин цена на эстонское топливо для потребителей дороже, чем в Латвии, не объяснил причин разницы в цене. Более высокая цена на топливо в Эстонии происходит не из-за более высокой наценки в топливном секторе, а из-за значительно более высоких по сравнению с южными соседями требований к возобновляемой энергии и климату. Это, в свою очередь, увеличивает себестоимость топлива и создает разницу в ценах на АЗС.

Эстония круглый год требует 10-процентной доли возобновляемой энергии в дизельном топливе и автомобильном бензине. Кроме того, в полном объеме действуют требования Директивы о качестве топлива, которая увеличиват долю возобновляемых источников энергии в эстонском топливе до 12,5%.

Латвия, с другой стороны, не требует добавления биотоплива к зимнему дизельному топливу, а обязательства по летнему топливу, продаваемому с апреля по октябрь, остаются на уровне 7%. Также в случае 95-го бензина требования, установленные в Латвии, на треть ниже, чем в Эстонии. Кроме того, в соответствии с Директивой о качестве топлива, Латвия подвергается риску так называемого «сахарного штрафа», а перенос Директивы оставляет поставщикам топлива возможность уклоняться от своих обязательств.

Поскольку биоэтанол, смешиваемый с автомобильным бензином, и биодизель стоят на рынке ЕС в среднем в 2 и 2,7 раза больше соответственно, более высокие требования также напрямую приводят к более высокой себестоимости эстонского топлива, а также значительно повышают цену для конечных потребителей. В некоторой степени статистические возможности для выполнения обязательства по возобновляемым источникам энергии дешевле, но их доступность очень ограничена, и поэтому стоимость выполнения обязательства по-прежнему зависит от рыночной цены жидкого биотоплива, которая меняется в странах ЕС.

Если посмотреть на долгосрочное ценообразование в Эстонии и Латвии, а также принять во внимание обязательства страны и цены на топливо, то существенной разницы в ценах в Эстонии и Латвии нет. Однако, если принять во внимание, что средний доход эстонского домохозяйства примерно на 30% выше, чем в Латвии, то можно сказать, что цены в топливном секторе Эстонии гораздо более благоприятны для потребителей с точки зрения дохода, чем у южных соседей".