Паневежис в осеннем убранстве, вдали церковь Петра и Павла.
Нужно использовать оставшиеся погожие деньки, решили мы на семейном совете. Тем паче это последние осенние каникулы нашего двенадцатиклассника. И, чтобы соблюсти баланс – все-таки заграница, но в шаговой доступности, – двинулись в Паневежис.
Пятый город близлежащей республики, 88 тысяч человек, в подавляющем большинстве (96 процентов!) коренной национальности.
Соотношение цена – качество
Разумеется, нельзя не отметить постоянной заботы Литвы о своих дорогах. Как и о том, чтобы путешественники не злоупотребляли им – вдоль гладкого полотна трассы бдительно, как разведывательные спутники, висят радары. Помня, как именно из сопредельного государства мне прислали раз удивительный счет в 90 евро, на сей раз я был особо бдителен.
Однако на обратном пути, признаюсь, притапливал на второстепенной дороге, отходящей от основной европейской трассы. Проложенное еще в социализме залатанное шоссе от Паневежиса на Биржай лежало среди полей, где виднелись то лисица, то косули, то черные вороны. И на нем не было ни единой фуры, что в изрядном числе сопровождали нас по автобану от Бауски. А попробуй-ка обогнать колонну из пяти большегрузов. Так и тащились.
Тем не менее, въехав в региональный центр исторического края Аукштайтия, мы довольно скоро нашли наш уютный ночлег на берегу речки Невежис. У притока крупнейшей литовской реки Неман есть еще и славянское имя – Невяжа. В городе можно увидеть и чисто природные кусочки этой 210-километровой реки, и старые промышленные обрывы с теплотрассами, а вот в центре течение Невежиса плавно переходит в своеобразный аквапарк с променадами и даже амфитеатром.
Подобный вид нам открылся с завтрака, где было все, чего может пожелать путешественник, – от супа солянки и лососины до горячих вафель и шампанского.
Еще в гостинице присутствовал бесплатный спортзал и спа за разумные деньги. Вы спросите, сколько могут стоить подобные изыски? Можно предположить, что любая работающая семья в Литве способна позволить выехать по таким ценам на выходные. Потому в отеле в большинстве своем останавливаются собственные туристы.
Страна-то чуть побольше, чем наша, и с определенными различиями. Скажем, Клайпеда – это нечто совсем другое, а тем более Нида. Или вот имеющий большое польское прошлое Вильнюс. Вторая столица независимой республики Каунас, самый крупный город Жемайтии – Шяуляй. В общем, есть из чего выбрать местным гражданам, если даже чисто по кругу кататься.
К слову, в Латвии два следующих после Риги города – Даугавпилс и Лиепая – по населению меньше Паневежиса.
Чтобы сразу покончить с ценовой темой, скажу также, что обследованные литовские супермаркеты почему-то продают отдельные товары существенно дешевле, чем их аналоги в Латвии. Некоторых же позиций у нас в таких же сетях попросту нет. Не полагается нам? Какая-то странная дискриминация, ей-Богу.
Из глубины веков
По выходным, а тем более по утрам, народу в Паневежисе на улицах немного. И этим пользуются многочисленные птицы, которые тут существенно отличаются от рижских – если у нас кроме голубей, доминируют чайки и вороны, то в литовской городской орнитологии первичны грачи и галки. Мы задали немного корму этим крикливым врановым и направились на осмотр местных достопримечательностей.
Сказать сразу, Старого Паневежиса больше нет. Улицы, конечно, уцелели – однако о прошлом свидетельствуют лишь фрагменты, сохранившиеся в треволнениях XX века. Вот, скажем, домик 1614 года – старейший в городе. А так и не скажешь, просто небольшой особнячок. Или готического покроя храмы Троицы (1803) и Петра и Павла (1877) – по виду ведь им лет на 500 старше можно дать.
Итальянских туристов наверняка зацепит кафедральный собор Иисуса Царя. Впечатляющее барокко, и такой светящийся в осеннем солнце золотой окрас. На самом же деле храм почти молодой по меркам христианства – построен в 1933 году, во времена диктатора Антанаса Сметоны.
По нашей традиции, в городе тут же находим краеведческий музей. Паневежис в этом отношении чрезвычайно любезен – посещение собрания, основанного доктором Тадасом Мойгисом в 1925 году, бесплатное.
Само собой разумеется, в первом зале доисторические племена, каменный век. Начиная с III тысячелетия до н.э. археологи свезли сюда 590 предметов быта пралитовцев. В V веке после Рождества Христова, то есть одновременно с поздним Римом, на просторах современной Аукштайтии пользовались железными орудиями, развивали металлургию. Позднее – ковали мечи, украшали головы боевых коней нарядными цепочками, звали на бой звучанием духовых – даудуте и рагай, а духовные песнопения производили при помощи струнных щипковых инструментов – канкле.
Литовские князья одновременно были польскими королями, и Ягеллоны именовались также Ягайлами. Так или иначе, именно католический правитель Александр основал в 1503 году Паневежис, сделавшийся со временем городом торговым, богатым.
Большую часть населения в XIX – начале XX века составляли евреи и придерживавшиеся ответвления иудаизма караимы. Буржуазная жизнь постепенно меняла интерьеры, представленные в музее образцами комнат разной поры. По ходу независимого государства хотели и в Паневежисе выстроить монументальную статую, скульптор Казис Нарушевичус уже сделал проект, но не срослось. Новые технологии тоже росли неспешно – вот в 1929 году в городе 431 телефон, а в 1940-м – 580. Так и дошли до советской кухни с литовским холодильником и приемником.
В Паневежисе были знаменитые предприятия – завод кинескопов Ekranas, электрооборудования Garsas, ткацкий Linas, кабельный Lietkabelis, автокомпрессорный, стекольный. Питание обеспечивали мясной, молочный, консервный, дрожжевой и пивоваренный комбинаты.
Сейчас период СССР представлен в музее как «светлой», парадной стороной – в виде такого мини-ВДНХ, так и рассказом о красном терроре 1940–50-х годов, искоренении «врагов народа» и «лесных братьев». Все это в глубоком подвале старинного здания музея, в полутьме, под висящей лампочкой следственного кабинета. Впечатляет...
Стасис великолепный
Удалось нам увидеть и самый потрясающий аттракцион Паневежиса – это мультидисциплинарный музей одного художника, открытый совсем недавно. Стасис Эйдрикявичус отметил 75-летний юбилей превращением огромного кинотеатра в собственную галерею. Совершенно белый, как кусок сахара, дом заполнен всякими техническими штуками, экранами и произведениями самого разного жанра, от крохотных графических рисунков на темы философские и эротические, гравюр и пастелей до реалистических холстов и гигантских скульптур из пластика.
Авторские фото с обнаженными телами – в жанре боди-арт, соседствуют с монохромными панно на десятки квадратных метров, на фоне коих фотографируются девушки.
По жизни выходец из села Паневежиского уезда был иллюстратором детских книг в Литовской ССР, но воспользовался возможностью работать в братской Варшаве, а оттуда уже проложил тропки по всему миру. В его CV более сотни персональных выставок, а в музее, подарке любимому городу, более 1000 разных экспонатов. Теперь это будет и центр искусств всего региона. Господин Эйдрикявичус, или просто Стасис, как он себя сам именует – поистине самый влиятельный художник современной Литвы. Посетите, оно того стоит!
Комментарии (0)