И резиденцию президента Ринкевичса – Рижский замок – тоже отреставрировали под руководством многотрудного господина Гришкевичса.
Россияне в Латвии в последние месяцы испытывают серьезные проблемы. Но – не все. Мне довелось побывать в гостях у одного гражданина РФ, расположившегося в самом, можно сказать, культурном центре столицы – напротив культового театра.
Могучие объемы сей жилплощади потрясали. Собственно, они готовились к сдаче – сам владелец приобрел квартирку попроще, почти, так сказать, на выселках, хотя и в административных границах Риги. А эта шикарная квартира должна была послужить гарантом его материального благосостояния на обозримое будущее.
Когда же он сказал мне, за сколько он ее приобрел, я и вовсе поразился – как говорят, дешевле только даром. Ларчик просто открывался: у подъезда исторического здания, возведенного знаковым латышским зодчим, красовалось: «Государственное имущество». Естественно, квартира частная, а вот дом – казенный!
Хозяева театров и колючей проволоки
Впрочем, счастливыми – или не особенно – жителями государственных зданий могли оказаться и люди, не сделавшие для этого буквально ничего. Кроме того, что несколько десятилетий назад выбрали определенную профессию. Которая привела к тому, что они сделались жильцами ведомственных домов, принадлежавших государственному предприятию. Сначала общесоюзному, потом республиканскому, затем акционерному обществу, а потом перешедшему в собственность VAS Valsts nekustamie īpašumi (Государственное недвижимое имущество, ГНИ).
Последнее у нас – крупнейший домовладелец, причем не только зданиями обладает, но и всевозможной инфраструктурой. Предположим, забор на границе с агрессивным соседом на Востоке, сетка и колючая проволока. Но все же стоит многие десятки миллионов евро, и собственник – то же самое ГНИ, что, предположим, театр. Компания богатая и независимая, но суть власти в Латвии заключается в том, что на каждое такое юридическое лицо всегда отыскивается не менее автономное учреждение, желающее самоутвердиться.
Вот почему на днях в Сейме и стали известны подробности деятельности ГНИ – о них заинтересовавшимся депутатам Комиссии по публичным расходам и ревизии рассказали сотрудники Государственного контроля Латвийской Республики.
Стоимость активов – 336,6 миллиона
Как отмечалось в материалах, которые подготовила директор Четвертого ревизионного департамента Инга Вилка, целью проверки в ГНИ являлось – выяснить, является ли эффективным управление недвижимым имуществом. Когда последнему вручались бразды правления, то акционерное общество наделялось правом собственности, «чтобы учреждения государственного управления не вели не свойственные им функции». Предполагалось «образовать новый, эффективный и прозрачный механизм управления и хозяйственности недвижимым имуществом».
Фактическая же ситуация оказалась печальной. Как констатировала член совета Государственного контроля И. Вилка, «существующая модель непоследовательна институционно и по видам собственности, разрозненна...»
«Переход на арендную плату произошел частично, принимая во внимание ограниченные возможности финансирования государственного бюджета – не проведены необходимые накопления для планируемых ремонтных работ и строительных работ».
Стоп, секундочку – это выходит, что находящимся в госсобственности тысячам объектов присущи все те же самые убогие проблемы, что и товариществам жильцов какой-нибудь хрущевки? Получается, что так – и обладающее активами в 336,6 миллиона евро и общей площадью 390 268 кв. м бюджетное АО ждет субсидий из казны... Вот он, государственный социализм по-латвийски.
При этом, когда ГНИ требует дотаций, то сохраняется дивная ситуация: «Арендная плата государственного общества капитала – в ведении общества капитала». То есть действует по принципу: что наше – то наше, а о вашем мы поговорим. К слову, 87% арендаторов, которых обслуживает ГНИ, относится к самому публичному сектору. Остальные – частники.
Хронические неплатежи
Всем взрослым людям известно, сколь долго владелец приватизированной квартиры в Латвии может невозбранно задерживать свои коммунальные платежи и не вносить денежку за то, что получило у нас элегантное местническое наименование «обхозяйствование». Три месяца – а потом придется общаться с коллекторами и судебными исполнителями. Другое дело в ГНИ – там, по заключению Госконтроля, «долговременно не перечислялась арендная плата», «арендная плата не была инкассирована за всю сдаваемую площадь».
Как отмечено в документе ревизоров, механизм ценообразования в государственной структуре носит неопределенный характер. Всего же для ГНИ по результатам проверки Госконтроля установили 5 различных задач, обязательных для выполнения. Как то: «пересмотреть арендные договоры с субъектами частного права, чтобы арендные доходы получать в полном объеме и соответственно правовым актам». Еще – «сегментировать финансовые цели и показатели в зависимости от групп клиентов и отраслей деятельности, обеспечивая государственные интересы».
Но вот что показательно: работа над ошибками должна быть проведена в исключительно гуманные сроки – до 2 января 2026 года. То есть еще пару лет можно почивать на лаврах и курить бамбук. Интересно, если бы квартировладелец-неплательщик попал бы в суд, дали бы ему такие привилегии?
Неутомимые многостаночники
Государственное акционерное общество истратило менее пятой части своей прибыли (18%) на развитие своей профильной деятельности – то есть недвижимого имущества. Из четырех членов совета АО трое носят характер временный, причем двое сотрудничают и в других государственных структурах. Ну и сам глава ГНИ – тоже «совместитель»! Правильно говорят, рыба гниет с головы.
В базе данных Службы государственных доходов доступна декларация должностного лица Ренарса Гришкевичса, председателя правления Valsts nekustamie īpašumi. По данным за 2022 год, он заработал на родном предприятии 117 441,96 евро. Ну, хотя и меньше «десятки» в месяц – но жить таки можно. А если учесть, что г-н Гришкевичс еще и совмещает, то жить просто хорошо. Так, в госкомпании Latvijas autoceļu uzturētājs он получил дополнительно 29 638,27 евро. Эка горит на работе, просто стахановец. Днем, наверное, управляет госнедвижимостью, а по ночам дороги проверяет.
Министерство финансов, которое несет ответственность за назначение должностных лиц ГНИ, проинформировало, что членов совета переизберут обязательно, но... к 1 февраля 2025 года! А причиной тому, друзья, – геополитика. Ибо Кабинет министров определил «строительство пограничной инфраструктуры на границе Латвийской Республики и Российской Федерации как объект, важный для национальной безопасности с высоким приоритетом и темпом осуществления, тем самым Министерство финансов усматривает необходимость обеспечить непрерывность деятельности, начатой членами совета ГАО ГНИ».
Иными словами, коней на переправе не меняют. А боссы госнедвижимости должны выпить за здоровье Путина и Лукашенко – ведь не было бы стратегических соображений, разве ж подкатила бы еще такая должностная халява.
Комментарии (0)