— убеждена ассистент фармацевта Mēness aptieka в Риге Вивея Акимова, которая считает, что нельзя покупать медикаменты, пищевые добавки и другие аптечные товары второпях, что называется, на бегу и без консультации со специалистом...
«Мы все торопимся, время убыстрилось. Но есть моменты, когда надо сознательно притормозить и уделить время своему здоровью, что самое главное для каждого человека. Вот обращается ко мне парень – мол, дайте таблетку от боли, и поскорее. Представляете, я его чуть ли не за руку держу, чтобы он мне рассказал – что именно его беспокоит, где дискомфорт, какого рода и интенсивности, сегодня появилась или раньше тоже была? Из его рассказа я поняла, что его должен срочно посмотреть врач, не исключено – на предмет аппендицита...»
Вот такая она, Вивея, внимательная к людям, ответственная в каждом своем слове, — такой ее знают и любят клиенты небольшой аптеки, которая работает в торговом центре Saharа – на краю микрорайона Плявниеки.
Специфика места такова, что она знает большинство приходящих в ее аптеку посетителей — их нужды, проблемы со здоровьем, привычки, запросы и даже характеры.
— Давайте знакомиться. Во–первых, у вас такое имя редкое и красивое — Ви–ве–я. Откуда оно?
– Папа назвал. Вивея – древнее имя, которое имеет корни еще в латинском языке и означает “живой”.
Родилась я Риге, но все предки, много поколений – из Латгалии. Отец был столяром–краснодеревщиком, мама трудилась на кондитерской фабрике. По сей день помню вкус того крема, который она дала мне попробовать прямо в цехе (разрешили однажды мамам детей привести на экскурсию). Мы ели крем, оставшийся от тортов, прямо руками. Это было так вкусно, что помню по сей день. Но времена были такие, еще очень тяжелые, послевоенные...
– А как случилось, что вы служите фармации?
— Училась я хорошо, с пятого класса школы занималась медициной при институте Паула Страдыня. Мы в нашей секции занимались два раза в неделю. Ходила на занятия в анатомикум. Участвовала во вскрытии человека, органов —представляете? А ведь я была еще совсем юная особа. Изучала органы человека, физиологию – поражалась сложности и совершенству устройства нашего организма. Училась я хорошо.
Естественные науки мне были близки и интересны, химия и математика были моими любимыми предметами, собиралась поступать в мединститут. Но — не случилось.
– И что же помешало?
– Надо было провести определенное время в латгальской деревне у родных, и я пропустила срок подачи документов в вуз. Глупость такая, но у каждого своя судьба – я успела в тот же год поступить в 1–е рижское медучилище, где выучилась на фармацевта.
Преподаватели у нас были прекрасные, но от учениц требовали много: и знаний, и серьезности, и ответственности. По окончании пошла в аптеку, где, собственно, и работаю всю жизнь — вот уже более 30 лет. Институт остался неосуществленной мечтой: у меня родился сын – особенный ребенок, который тогда требовал особенного внимания. Потом появился второй сын, семья требовала моего участия: как без мамы и жены?
– Какой была работа специалиста аптеки в советское время?
— Фармацевтам и их ассистентам сложно всегда, в любые времена. В советское время лекарств катастрофически не хватало, а люди (так уж мы устроены) болели. Ассортимент в нашей аптеке сегодня и 30 лет назад — позиции, вообще несопоставимые. Даже обезболивающих и спазмолитиков в какие–то периоды не было в нужном объеме, не говоря о чем–то другом. Инвалидов было много больше, чем сегодня, – эхо войны.
Опять же, медицина теперь продвинулась вперед так, что многие диагнозы и травмы вылечиваются.
Фармацевтический уход стал другим – более душевным, вдумчивым и, что самое главное, более персонализированным. Мы сфокусированы на потребностях каждого клиента аптеки, на его здоровье и именно его потребности. Все люди разные, поэтому фармацевт просит пришедшего человека рассказать что–то подробнее о своем состоянии, только так мы можем рекомендовать какие–то медикаменты, витамины. Если препараты рецептурные, то мы, оценив ряд нюансов, можем подсказать совместимость с другими лекарствами и так далее.
– Вивея, как вам удается быть такой улыбчивой и внимательной буквально к каждому, зашедшему в аптеку? А если он зол на весь мир, болен и раздражен?
– Работать фармацевтом невозможно, если ты не понимаешь людей. Посетители все разные: один — агрессивный, второй — сломленный диагнозом, третий злится на недуг: у каждого человека свои проблемы, многие реально напряжены и реально взволнованы. Если у тебя болит зуб, вряд ли ты будешь веселиться, а если со здоровьем произошло что–то более проблематичное?
Мое профессиональное кредо – помочь, понять, поддержать. Бывают моменты, когда чувствуется, что человеку просто надо выплеснуть на тебя агрессию. Я к такому очень спокойно отношусь, вежливо переспрашиваю: «Чем помочь?» Никогда не говорю громко,человек слушает меня и забывает, что мне надо нахамить. Вообще я своих покупателей люблю. И быстро забываю, если кто–то из них доставил мне неприятность.
Прошу людей не торопиться хотя бы в тот момент, когда они обращаются ко мне с вопросом. Приходят: “Дайте мне таблетки от головы”. Я спрашиваю: «Кому – ребенку, взрослому? Какая боль? Нет ли температуры? Какое сегодня давление, какие лекарства принимает?» Или простой, казалось бы, насморк. Но какой он — фрагментальный или хронический? Прежде чем доставать с полки медикамент, нужно обязательно расспросить человека. Мне важно оказать квалифицированную помощь, чтобы человек, воспользовавшийся моей консультацией, стал здоровее, решил свои проблемы. И чтобы в следующий раз он опять пришел к нам в аптеку.
Скажем, людям с рядом недугов щитовидной железы объясняю, что им нельзя есть фторированную соль и принимать препараты с йодом без назначения врача. Таких нюансов очень много, я это изучаю всю жизнь — по сей день. Mēness aptieka устраивает лекции для сотрудников, где можно услышать новую информацию из нашей сферы.
– А чем лечитесь вы сами?
– Слушаю врачей — это раз. Во–вторых, охотно использую фитотерапию, в которой профессионально разбираюсь. Ромашка — как дезинфицирующее для горла, для желудочно–кишечного тракта. При простуде помогут шалфей, шиповник, девясил. Трав очень много, многие лучше в комплексе принимать. Но растения – это тоже лекарство, и надо обязательно советоваться с фармацевтом: важны дозы, периодичность приема, показания и противопоказания. Лекарственные травы не принимаются в больших количествах. Например, вы неделю попили ромашку, потом семь дней – полынь, если для желудка. Зверобой нельзя пить летом, потому что он содержит вещество, усиливающее пигментацию на коже. Многие не понимают опасности неправильного приема чистотела, а ведь это ядовитая травка…
Что я хочу сказать – всегда говорите с фармацевтом, расскажите нам, что волнует. Не занимайтесь самолечением, не слушайте историй излечения от других людей. Помните, что вы индивидуальны, поэтому всегда правильно все обсудить со специалистами аптеки и врачами.
– Каждый посетитель аптеки готов с вами обсуждать нюансы своего здоровья?
— Нет, не все люди хотят такой коммуникации, но мы пытаемся убедить их в правильности такого разговора. Часть людей считает, что информации из Интернета достаточно, хотя это неверная и даже опасная позиция. Если кто–то смущается говорить громко о себе, я отвожу в сторону такого клиента, чтобы побеседовать тет–а–тет. Приятно, что часть постоянных посетителей нам стала определенно доверять, они почувствовали, что фармацевт знает очень много и всегда готов прийти на помощь.
— Скажите, какие люди могут работать фармацевтом? Каковы те качества характера, без которых невозможно в вашей профессии?
— Ответственность и серьезные профессиональные знания – это база. Кроме того, приходя на работу, он должен уметь забывать, что дома остались какие–то проблемы и дела. Самоотдача требуется абсолютная. Когда фармацевт (или ассистент фармацевта) в аптеке, он обязан на это время отключить все прочие эмоции.
Кроме того, люди нашей профессии обязаны постоянно учиться и узнавать все новые лекарства. Вместо романов я часто читаю фармацевтическую литературу. И мне это нравится.
— Были ли у вас в аптеке экстремальные ситуации, которые запомнились?
– Таких много. Скажем, год назад была женщина, вошла в аптеку, села со словами : «Мне плохо». Оценив ситуацию (пульс и так далее), понимаю, что надо вызывать бригаду «скорой помощи». Дама в ужасе от этой идеи, пришлось удерживать и убеждать. Медики увезли ее в больницу. Где–то через месяц рижанка пришла со словами: “Вы мне спасли жизнь! Мне экстренно провели операцию на сердце и сказали, что еще бы пара часов — и меня бы уже не было на этом свете».
Поэтому мы в нашей аптеке порой мягко, но настаиваем на своем мнении – будь то необходимость консультации с врачом для какого–то клиента, будь до неотложная помощь, прием витаминов и так далее. Я не имею права на ошибку и, если понимаю, что человеку не подойдет лекарственный чай, какой он просит, буду это терпеливо объяснять и приводить аргументы.
— А какие ошибки совершаем мы, клиенты, в аптеке. Что мы не так делаем?
— Немало людей, которым врачи выписывают какие–то лекарства, забывают их покупать и принимать. Приходится объяснять, почему важно следовать назначениям докторов.
— Вивея, а каков рецепт вашей энергичности и потрясающей моложавости?
— Я не имею права болеть и стареть. У меня потрясающая работа, которая не дает внутренне и умственно расслабиться, а также лениться ухаживать за собой. Кроме того, аптека – это таблетка молодости, вы не знали? Фармацевт всегда энергичен, любопытен к знаниям, доброжелателен к миру. У нас лучшая профессия в мире, наверное, самая необходимая. А когда ты работаешь на предприятии, где есть социальная поддержка, чувство локтя и стимулы к саморазвитию, то это вообще прекрасно.
В профессии я вот уже полвека, а в Mēness aptieka - со дня рождения предприятия — ровно 30 лет, получается у меня в этом году двойной юбилей.