На селе еще немало устаревшей электрической инфраструктуры
127 страниц Национального плана энергетики и климата можно читать, как увлекательный роман. Особенно если учесть, что «трансформация энергетического сектора требует сложного приспособления как общества, так и предприятий, а также того факта, что эта трансформация происходит параллельно с уже растущей стоимостью жизни и сокращением населения».
Ну да, а кому сейчас легко? Но цели-то определены, задачи поставлены – за работу, кунгсы!
Назло бабушке уши отморозим
Редко какая экономическая система в мире могла позволить себе столь легко расстаться с привычным рынком. Вспомним, что в годы Второй мировой войны нейтральная Швеция исправно снабжала главного агрессора – нацистскую Германию – стратегическим сырьем, железной рудой. Западная Германия, одна из главных стран НАТО и в случае начала Третьей мировой войны потенциальное ядерное поле боя, не только закупала энергоносители в СССР, но и поспособствовала строительству гигантских трубопроводов.
Но не то нынче: «В силу исторических обстоятельств энергетический сектор Латвии до вторжения России в Украину был тесно связан с энергетическим сектором России. До 2022 года более 95% природного газа, а также значительная часть электроэнергии импортировалось из России. С 2022 года государства Балтии приняли важные и значимые решения, которые позволяют строить будущую энергетику на основе самодостаточности, заботы о природе и людях. Уже в 2022 году торговля электроэнергией с Россией завершилась, а с 2023 г. запрещен импорт природного газа из России. Эти решения являются прочной основой для построения будущей энергетической политики Латвии. В августе 2023 года государства Балтии приняли решение об ускоренной синхронизации с единой системой ЕС, установив срок расторжения договора с BRELL до 28.02.2025».
Итак, спустя семь месяцев у нас уже не будет возможности балансировать свое электрическое потребление за счет России и Беларуси. А ведь метеорология не на нашей стороне: «Экстремальные погодные явления последних лет являются явным признаком изменения климата. Ущерб, причиненный экстремальными явлениями экономике и общественному благосостоянию, требует оценки риска и уязвимости, а также принятия соответствующих мер...»
Советский задел помогает
ЛР не располагает сколь-либо значимыми запасами ископаемого топлива. Но, как говорят, что нам мешает – то нам поможет. Посмотрим на преимущества страны:
-
В начале 2023 года площадь лесных насаждений в Латвии составляла 3304,8 тысяч гектаров и лесистость – 51,2%, а общий запас древесины в лесах достигал 680 миллионов куб. м.
-
В Латвии хорошо развито животноводство и птицеводство. Молочное животноводство характеризуется большим количеством относительно небольших ферм. Раздробленный характер не позволял до сих пор эффективно использовать побочные продукты сельского хозяйства (остаточные продукты) для производства биометана. Предполагается, что, используя потенциал производства биометана в Латвии, можно полностью заменить все потребление природного газа в домохозяйствах.
-
Латвия имеет подходящую равнинную топографию и подходящую скорость ветра для эффективного использования энергии ветра для производства электроэнергии.
-
Побережье Балтийского моря и относительно мелкое внутреннее море, которое может быть подходящим для размещения береговых установок ВЭС.
В плане, который подписал министр климата и энергетики Каспарс Мелнис (СЗК), указывается также удивительный ресурс системы электроснабжения Латвии. Оказывается, наши линии электропередач рассчитаны на количество энергии, в 3,5 раза большее, чем передается ныне.
Очевидно, первопричиной этому служит постройка значительной части инфраструктуры в 1970–80-е гг., когда рассчитывались перспективные промышленные проекты, обещавшие быть весьма энергозатратными. К примеру, в Зиепниеккалнсе уже начали возводить производственные мощности по выпуску роботов для авиационной отрасли СССР. В районе Павилосты проектировалась АЭС, в верхнем течении Даугавы, близ границы с БССР, – гидроэлектростанция. Заводы-гиганты построены не были, но задел по ЛЭП остался. И сейчас Латвия намерена использовать этот ресурс для подачи альтернативной энергии. Хотя, конечно, согласно нынешней идеологии первым пунктом трансформации энергетики записано: «Теснейшее сотрудничество с ЕС».
170 атмосферных фронтов в год
То, что у нас в республике климат капризный и неустойчивый, – уже привычка. Но так же, как латвийцы не выходят из дома без зонтика, традицией может стать и применение взбалмошной погоды для выработки электроэнергии.
По подсчетам Министерства климата и энергетики, неплохо смотрится Латвия и в плане выработки тока за счет Солнца – в год у нас получается 1700–2000 часов эффективной работы фотоэлектрических панелей. Преобразование солнечной энергии в электрическую лучше всего будет идти в июле (в среднем 300 рабочих часов в месяц), хуже всего в январе (25).
Зеленая улица для электротранспорта
Вы наверняка обратили внимание, сколь расплодились на дорогах страны, в особенности на рижских улицах, машины, чьи номера написаны голубыми литерами. Электромобили получают все льготы: от компенсаций при покупке до бесплатной парковки на муниципальных стоянках в столице.
Министерство климата и энергетики рассчитывает в ближайшее время сократить «транспортную зависимость» населения ЛР, которое в силу географических факторов весьма разбросано по стране – в сельской местности у нас проживает более 30%, тогда как в среднем по ЕС – только 25%.
Сегодня транспорт лидирует по выбросам газов, приводящим к потеплению климата, – это 37%, затем идут сельское хозяйство (27%), энергетика (26%), хозяйствование в сфере отходов (7%) и только совсем небольшая часть приходится на долю латвийской промышленности (3%).
Поэтому основным решением для проживающих вне столицы и региональных центров станет переход на электрический или аккумуляторный (возможно, также водородный) железнодорожный транспорт, с последующей микромобильностью в виде велосипедных дорожек, кои активнейшим образом строит по всей Латвии коллега К. Мелниса по правительству – министр сообщения Каспарс Бришкенс («Прогрессивные»).
Политику – в каждый дом
По известному выражению, если вы не интересуетесь политикой, то это не значит, что она не заинтересуется вами. Планы латвийского правительства в отношении владельцев земель в сельских регионах касаются строгого учета их растительности, выбросов CO2 в процессе хозяйственной деятельности и тому подобной бюрократии. Отчитываться придется за каждую курочку и всякий кустик – а в обмен фермеры получат морковку субсидий ЕС.
Что же касается городского населения, то вкладом оного в решение климатической нейтральности до 2030 года должно стать резкое усиление работ по термоизоляции зданий. Считается, что тем самым будут предотвращены пустые выбросы тепла и, соответственно, потери энергии. В законодательстве о жилищной собственности уже приняты поправки, которые не требуют согласия более половины хозяев квартир. А платить будут – все.
Стоит добавить, что руководит всем этим процессом министр Каспарс Мелнис, родившийся в 1989 году, окончивший колледж в Малнаве по специальности предприниматель сельского хозяйства, получивший степень бакалавра РТУ в транспортном строительстве, освоивший также должность помощника юриста в Юридическом колледже и обретший звание магистра управления в Резекненской технологической академии.
Опыт работы – заместитель председателя правления молокозавода, депутат Резекненской краевой думы, депутат Сейма. Сейчас же в его ведении огромный сектор экономики, без преувеличения, с миллиардными оборотами...
Разумеется, во всем важен свежий взгляд – но, думается, у 35-летнего политического руководителя отрасли будут профессиональные советники, которые, если что, его поправят.
Комментарии (0)