На днях в социальной сети прочел пост коллеги, редактора рижского русскоязычного журнала. Ей крайне не мил московский театральный деятель Владимир Машков, а также прославляющая его хореограф Алла Сигалова. Моя знакомая даже усомнилась в их адекватности. Мотивация такая: они все за Z, и потому к искусству больше отношения не имеют. Ну а мне кажется, что если таки наше местожительство — Латвийская Республика, Евросоюз, то стоит обращать внимание прежде всего на наших собственных деятелей сцены. И на то, как государство финансирует их труды.
Рассекреченный документ
На моем любимом портале правовых актов правительства — tapportals.mk.gov.lv — имеется раздел "Деклассифицированные документы". То есть те, что ранее имели гриф "Для служебного пользования", а теперь доступны широкой общественности. В числе таковых фигурирует и недавно — в июле сего года — рассекреченный отчет по выполнению Решения № 231: "О финансировании для покрытия расходов перестройки, арендной платы, дополнительных платежей, переезда и приобретения оборудования здания Нового Рижского театра по улице Лачплеша, 25, в Риге".
Осуществление данного проекта шло в течение 10 лет — с 2013–го по 2023 год, в результате через государственное АО Valsts nekustamie IpaSumi (VNI) были приняты "долгосрочные обязательства финансирования" на сумму 37 281 134 евро. В данную сумму удалось включить даже 1 844 854 евро из средств Европейского фонда регионального развития. Их присвоили в соответствии с благородной целью: "Способствовать повышению энергоэффективности в государственных и жилых зданиях".
Хотя, наверное, налогоплательщики Германии как основного реципиента европейской "тумбочки" были бы весьма озадачены тем, как ставивший свои спектакли в Берлине, Риме, Цюрихе и Зальцбурге режиссер Алвис Херманис сегодня высказывается по адресу ЕС и Запада в целом. Но от денюжки все же не отказывается…
Еще 2 444 051 евро заплатили во имя капризной Мельпомены из карманов VNI, которому пришлось расстаться с соответственной частью прибыли.
Тем не менее основной объем дотаций по Решению № 231 — а именно 32 666 667 евро, шел напрямую из государственного бюджета. То бишь за счет нас с вами, жителей Латвии, вносящих в казну страны свои налоги с минимальной возможностью повлиять на направление применения оных.
"Реагируя на пандемию Covid–19, развязанные Россией военные действия в Украине…"
Такими факторами правительственный документ, представленный ныне широкой общественности, объясняет "непредусмотренные нарушения цепей поставки и рост цен", которые повлияли на стройку Нового Рижского театра. Однако Кабинет министров пошел творцу навстречу и выделил на период 2022–2023 годов дополнительные 2 689 243 евро. Это же действительно не какая–нибудь больница, где строительство нового корпуса можно просто заморозить и судиться потом до посинения.
"Данные поправки дали возможность далее договориться с полным товариществом SBSC о необходимом продлении сроков строительных работ, выплатах за удорожание строительных работ и обеспечить оборотные средства, необходимые для осуществления дальнейших строительных работ".
Вот так бы и всегда — а то, понимаешь, денег на Rail Baltica у них недостает. Берите пример с Государственной недвижимости, которая оперативненько, еще 22 июня 2022 года, заключила соглашение с SBSC, по которому "предусматривали оплату за ранее непредусмотренное удорожание строительных работ на сумму до 2 180 000 евро". Туда, в частности, входили "с этой войной связанные санкции".
Смешное и не очень
Как это мило, согласитесь: государство вводит санкции против поставщиков, предположим, строительных металлических конструкций из РФ, а потом за счет налогоплательщиков оплачивает покупку аналогичных, только более дорогостоящих, элементов, к примеру, из Швеции. Кстати, если быть последовательным, то было бы неплохо изъять из конструкции здания по улице Лачплеша, 25, все стройматериалы, имеющие отношение к России.
Аналогично тому, как А. Херманис заявил российским коллегам: "Я не хочу, чтобы в эти дни, когда ваше государство убивает людей в Украине, игралась моя постановка и вы притворялись бы, что все нормально".
Самое смешное, что "жертвой" принципиальности творца стала самая, можно сказать, идейно насыщенная пьеса — "Горбачев", в московском Театре Наций под руководством народного артиста России Евгения Миронова. "Если и есть один человек в двадцатом веке, который так масштабно повлиял на жизнь сотен миллионов, то это Горбачев, — говорил Алвис Херманис. — Именно он перерисовал карту всей Евразии, он нашел ключ от тюрьмы, в которой мы пребывали, сделав шаг в сторону гласности. Лично я раньше думал, что СССР рухнул в силу экономических причин. Сейчас я уверен — это сделал один человек. И цель спектакля — понять, какие качества этого человека, какие ингредиенты его души привели к тому, что он стал той песчинкой, которая остановила огромный механизм".
Такую ключевую роль, конечно же, можно было доверить только худруку, и лично господин Миронов воплотил на сцене образ Генерального секретаря ЦК КПСС, а затем президента СССР. А в роли его верной спутницы Раисы Максимовны выступила великолепная Чулпан Хаматова. Ее творческий путь потом еще неоднократно и неоднозначно пересечется с режиссерским талантом А. Херманиса — но это уже за рамками нашего скромного экскурса…
"Фактический темп выполнения работ слишком медленный"
Такое заключение было сделано 7 сентября 2022 года на собрании, где участвовали, кроме театра и строительной компании, еще и представители Министерства культуры, Министерства финансов, Госнедвижимости. Несмотря на то, что семью неделями ранее строителям торжественно вручили затребованную ими сумму, "число работников на стройплощадке существенно не возросло с подписания Соглашения". В течение дня возведением Нового Рижского театра занималось не более 80–90 человек, тогда как для выполнения обязательств надо было как минимум удвоить их число.
Стражи казенной недвижимости поинтересовались, как же так — но "SBSC не ответило и не предоставило требуемую информацию и документы". Наконец, в 2023 году у Госнедвижимости "появились обоснованные опасения о способности SBSC вообще обеспечить выполнение договора", к тому же под угрозу были поставлены обязательства перед Евросоюзом.
Новый Рижский театр тем временем уже готовился переезжать из предоставленного на временной основе здания бывшей Табачной фабрики на улице Миера, 58а. Ваш автор там бывал на спектакле "Озеро надежды" режиссера Владислава Наставшева, и, вне оценки самой постановки, может засвидетельствовать — театр выглядел вполне солидно, не хуже прочих. Так или иначе, за оба здания арендную плату вносит все тот же государственный бюджет.
В итоге у А. Херманиса все получилось, Новый Рижский театр переехал в свое историческое здание. И первое решение, которое принял режиссер, — ликвидировал мурал с изображением Эдуарда Смильгиса, которого считают отцом латышского драматического искусства. Дескать, способствовал Советскому Союзу, коллаборант.
"Памятник Упитсу в центре стоит потому, что по его доносам были депортированы и погибли в Сибири его коллеги, другие латышские писатели. И не потому, что он написал хорошие книги", — продолжал борьбу за национальную чистоту А. Херманис. К сожалению, без ссылок на архивные данные — кого же это оболгал классик национальной словесности и кто сгинул от него в ГУЛАГе.