«Когда поедем на поездах Rail Baltica?», - таким животрепещущим заголовком предваряет публицист Бенс Латковскис рассказ о промежуточном отчете, выпущенном парламентской следственной комиссией, призванной выяснить обстоятельства строительства скоростной железной дороги.
«Через несколько часов оказаться в Таллинне или Каунасе? В промежуточном отчете на этот вопрос дается не очень обнадеживающий ответ: «Хотя комиссия 2023 года заключила контракт на строительство магистрали, активных строительных работ на магистрали до сих пор нет... Следственная комиссия считает, что в 2030 году в Латвии, вероятно, поезда Rail Baltica не будут ходить».
«Когда может состояться открытие трассы, даже не упоминается. На данный момент, похоже, это уже мало кому интересно. Основная задача — как-то выбраться из «лужи» проекта с полусухими ногами».
«Чтобы не получилось, что новый Рижский центральный железнодорожный вокзал и терминал Рижского аэропорта начаты/построены «впустую», на данном этапе предлагается построить рельсы старой ширины, по которым будут курсировать существующие «Шкоды». В промежуточном отчете это сформулировано так: «Разработано оптимизированное решение 1-го этапа участка Rail Baltica на территории Латвии, основанное на синергии двух железнодорожных инфраструктур (европейский стандарт 1435 мм и существующая 1520 мм)». Тонкое волшебное слово – синергия. Звучит почти как музыка. Во всяком случае, звучит гораздо лучше, чем стандартный европейско-российский гибрид.
Деньги на это решение, как ожидается, будут получены за счет «привлечения финансирования из Плана фонда восстановления и Программы политики сплочения Европейского Союза на 2021-2027 годы». Правда, есть комментарий: начать строительство, как только появится финансирование. При этом мы, делая вид, не видим, что строительные работы (пусть даже не покрытия пути, а всего остального) начались давно и без этого финансирования ЕС».