Мария Шукшина уверена, что ее великого отца убили (ВИДЕО) 0

Lifenews
BB.LV
Крутая сибирская харизма не раз доводила артиста до срывов.

Крутая сибирская харизма не раз доводила артиста до срывов.

Василий Макарович не был адептом здорового образа жизни.

Актриса Мария Шукшина, известная кроме ярких ролей еще и своими резкими, порой экстравагантными высказываниями, заявила в СМИ, что ее отца — актера, режиссера, писателя Василия Шукшина, которому в эти дни могло бы исполниться 95 лет, — скорее всего, отравили, подсыпав в чашку с кофе какой-то яд. Хотя известно, что авторитетная медицинская комиссия во главе с профессором-патологоанатомом Георгием Автандиловым в свое время причиной смерти Шукшина назвала сердечную недостаточность. Чья же версия убедительнее?

Слухам о насильственной смерти Шукшина без малого полвека. Он умер 2 октября 1974 года в станице Клетской Волгоградской области — в год своего 45-летия и за два дня до окончания съемок в фильме Сергея Бондарчука «Они сражались за Родину», где Шукшин так ярко и характерно сыграл солдата Лопахина. Василия Макаровича нашли мертвым в каюте теплохода «Дунай», на котором жила съемочная группа. Последним, с кем общался Василий Макарович, был его партнер по съемкам и ближайший друг Георгий Бурков. По воспоминаниям Буркова, накануне они вместе попарились в бане, потом смотрели хоккей. Ничто не предвещало беды...

В ту роковую ночь Буркову не спалось. Примерно в пять часов утра он вышел из своей каюты на палубу. Увидел Шукшина, тот держался за сердце. Василий Макарович сказал, что валидол не помогает, спросил, нет ли у Буркова чего-нибудь посерьезнее. Медсестры на теплоходе не оказалось — уехала к брату на свадьбу. Бурков разыскал и дал Шукшину капли Зеленина, которые обычно принимают в таких случаях. Шукшину полегчало, вскоре они расстались. На съемочной площадке Василий Макарович вовремя не появился, пошли его будить — и нашли в каюте мертвым.

Буркова и других членов группы смутило то, что вещи и рукописи обычно аккуратного Шукшина были разбросаны по каюте, как будто среди его бумаг что-то искали. Еще уловили в помещении резкий запах корицы и миндаля — якобы так пахнет «инфарктный газ», который вызывает спазмы сердца (откуда бы кому знать, как пахнет такого рода газ?). И еще куда-то исчезла чашка с кофе. Она стояла на тумбочке, когда заглядывали в каюту к Шукшину, а потом куда-то исчезла. И Георгий Бурков, и актер Николай Губенко, и постоянный шукшинский оператор Анатолий Заболоцкий в свое время глухо намекали, что Василию Макаровичу помогли отправиться на тот свет. А Сергей Бондарчук с тех пор якобы никогда не пил на съемочной площадке кофе.

На мнение этих корифеев, давно ушедших из жизни, и ссылается Мария Шукшина. А ее мать Лидия Федосеева-Шукшина не раз утверждала, что Василий Макарович на сердце никогда не жаловался. Дескать, перед съемками у Бондарчука Шукшин лежал в больнице с язвой желудка (она мучила его с 23 лет), и врачи на кардиограмме никаких проблем не обнаружили. Но если Шукшин не жаловался на сердце, то, спрашивается, каким образом он познакомился с валидолом? И почему врач-патологоанатом после вскрытия обнаружил у Шукшина изношенное сердце старика?

Василий Макарович не был адептом здорового образа жизни. В молодые годы он, увы, был подвержен традиционной русской болезни. Во время съемок фильма «Два Федора» даже попал в милицию за участие в пьяной драке; режиссеру Марлену Хуциеву пришлось вызволять его из участка. После рождения дочерей Шукшин с пьянкой завязал, но зато изнурял себя работой. Днем снимался, вкладывая в каждую роль свое сердце и острое чувство правды, а по ночам писал, подхлестывая уставший организм кофе и сигаретами. Говорят, порой выпивал банку растворимого кофе за ночь, а сигареты не вынимал изо рта. Я не кардиолог, но могло ли у него при таком образе жизни быть здоровое сердце?

А главное, кому и зачем надо было убивать Шукшина? Если исходить из версии, что его отравили, а медицинское заключение о смерти Шукшина было сфальсифицировано, то, получается, убить его могло только государство в лице всесильного КГБ. Но зачем? Василий Макарович был страстным и честным художником, радетелем и защитником русского крестьянства, но не принадлежал к диссидентам, не покушался на советский строй, не писал и не снимал ничего опасного для власти. Более того, он был членом КПСС с 1955 года. В публицистических статьях не стеснялся указывать на свою принадлежность к партии, писал, что хочет помогать ей в борьбе с недостатками.

Книги Шукшина широко издавались, фильмы, пусть и не всегда легко и широко, выходили в прокат. Он был удостоен Госпремии РСФСР за фильм «Ваш сын и брат» и Госпремии СССР за роль в фильме «У озера». Его «Калина красная» весной 1974 года завоевала Гран-при Всесоюзного кинофестиваля в Баку, отодвинув на вторую ступеньку фильм «В бой идут одни «старики». А сразу после съемок в военной эпопее «Они сражались за Родину» Шукшин должен был приступить к съемкам выстраданного им фильма «Я пришел дать вам волю» по мотивам своего романа о Степане Разине, постановку которого он с трудом, но пробил в Госкино.

Одна из конспирологических версий гласит, что якобы властям был неугоден фильм по этому роману, пронизанному русским бунтарским духом, вот Шукшина и убили. «Губили русский дух, топтали, уничтожали, боялись Степана Разина, что Василий Макарович сыграет Стеньку так, что призовет народ к бунту», — патетически восклицал актер Александр Панкратов-Черный на родине писателя.

Более нелепой точки зрения придумать невозможно. Ибо если чиновникам брежневской поры казался сомнительным замысел того или иного фильма, то этому фильму попросту не давали добро на постановку. Как не дали, к примеру, маститому Сергею Бондарчуку поставить фильм «Тарас Бульба» по повести Гоголя, о котором он мечтал всю жизнь. А всемирно известному режиссеру Андрею Тарковскому не позволили экранизировать «Идиота» и «Преступление и наказание» Достоевского, «Мастера и Маргариту» Булгакова...

Возьмите любого крупного советского режиссера — и у него обязательно окажется несколько, а то и с десяток зарубленных на корню замыслов. А если «сомнительный» с точки зрения начальства фильм кому-то все-таки удавалось снять, то его клали на полку — как были положены на нее фильмы Абуладзе, Алова и Наумова, Панфилова, Германа, Сокурова, Полоки, Кончаловского, Мотыля, Шепитько, Климова, Аскольдова, Муратовой: Власть той поры с творцами особо не церемонилась: нашлось бы на той пыльной полке, где лежало около 250 картин, и место для фильма Шукшина о Степане Разине, если бы чиновники усмотрели в нем крамолу.

Наверное, в ранней смерти Шукшина есть какие-то не до конца проясненные моменты и детали, но версия о его насильственной смерти, зачем-то вновь вброшенная его дочерью в общественный обиход, не выдерживает критики. Мария Шукшина из лучших дочерних побуждений хотела привлечь внимание к жизни и судьбе своего отца, а получается, что привлекла его главным образом к самой себе.