Чтобы солнце взошло на востоке: Латгалия на фоне «железного занавеса» 0

Наша Латвия
BB.LV
Чтобы солнце взошло на востоке: Латгалия на фоне «железного занавеса»

"Восточное приграничье определяется как одно из пространств национального интереса — территорий с выдающейся ценностью и значением для долгосрочного развития государства и в которых одновременно образуются различные конфликты интересов и проблемы". В Сейме рассматривается план действий по экономическому развитию Латгалии на 2024–2026 годы.

Работящие, но малообеспеченные

Предпосылки для такового роста, прямо скажем, не блестящие — в отношении ВВП регион с 2 миллиардами евро с небольшим занимает последнее место в стране. Что в 10 раз меньше Рижской агломерации.

За последнее десятилетие численность населения Латгальского региона сократилась на 15,5%. Отношение к реэмиграции с позитивного сменилось на выжидающее — повлияла ситуация с безопасностью.

А между тем непосредственно перед военным вторжением РФ в Украину, то есть на состояние 2021 г., Латгалия была единственным регионом нашей республики, где занятость выросла на 1,8% — с 54,9 до 56,7 процента населения в возрасте от 15 до 74 лет. Хотя по всей Латвии она уменьшилась на 0,4%. Впрочем, отставание Латгальского региона планирования от Рижского куда существенней — безработица выше на 9,3%.

При этом средняя брутто–зарплата в Латгальском регионе в 2022 году составляла 961 евро, что соответствовало 70% от среднего уровня по Латвии, и существенно уступала уровню столицы — 1516 евро до уплаты налогов.

За счет чего же Латгалии с 2010 по 2020 год все же удалось увеличить добавленную стоимость экономики — на целых 526 млн евро, как свидетельствует подготовленный Кабинетом министров документ?

Первое место заняли отрасли, связанные с недвижимостью — 115 млн евро. То есть простой рост цен на рынке, обусловленный переходом на евро и посткризисным восстановлением, явился толчком для экономики региона. Строительный сектор в Латгалии за две условные пятилетки вырос на 38% (в Курземе — на 168%, в Пририжском регионе — на 171%).

Затем последовали экспортирующие отрасли — обрабатывающая промышленность (+53 миллиона евро) и сельское, лесное и рыбное хозяйство (+94 миллиона). Между тем современные технологии в Латгалии практически стагнируют — за десятилетие рост ИТ–индустрии составил всего–то 3%. Качество интернет–услуг в Латгалии, по оценкам экспертов, при этом отстает от среднего по Латвии только на 5–7 процентов.

Что делать?

"План действий ориентирован на меры, направленные на повышение безопасности региона, базовых услуг доступности и экономического развития и его предпосылок", — гласит правительственный документ.

Прежде всего необходимо вкладываться в развитие человеческих ресурсов — Кабинет министров видит здесь приоритетом совершенствование высшего образования в Латгалии. Для возвращения уехавших земляков самоуправления должны проводить адресные мероприятия по реэмиграции (представим себе, например, что Прейльский край зовет домой дублинских латгальцев).

Затем — расширение и поддержка действующих в регионе свободных экономических зон, возможно, с включением в них Алуксненского края, также граничащего с Россие. Приводятся конкретные примеры: развертывание производства европейского уровня Pulsar Optics в СЭЗ Даугавпилса оптических и тепловизионных приборов; выпуск совместно с предприятием из Норвегии текстильной продукции Devold в Балви.

Министерство охраны среды и регионального развития выдвинуло идею возврата предпринимателю налогов на рабочую силу при трудоустройстве в СЭЗ более 10 сотрудников, более высокой зарплате, чем в целом по стране, и сроке деятельности не менее трех лет. Думается, для Латгалии это еще тот челлендж…

Далее — строительство новой скоростной магистрали, призванной связать Ригу с Видземе и Латгале. Использование европейских фондов на период до 2027 года необходимо осуществлять, основываясь на территориальном подходе. Между прочим, в официальном документе отмечается, что общие тренды в ряде административных единиц Видземе — например, Гулбенском, Мадонском, Вараклянском округах — не особо отличаются от Латгалии, т. е. "на этих территориях существуют более выраженные негативные социально–экономические тенденции в сравнении с другими самоуправлениями Латвии".

"Целенаправленными и экономически обоснованными инвестициями в улучшение среды предпринимательства необходимо делать Восточное приграничье Латвии привлекательней", — рекомендует План действий.

Что же это будет в деньгах? На целевые мероприятия по улучшению занятости в Латгалии, например, согласно Национальному плану развития до 2027 года, надо бы выделить аж 540 тысяч евро…

Я планов наших люблю громадье

Понятно, что даже в условиях относительно малонаселенного региона указанные выше полмиллиона — это капля в море. Между тем если даже численность получивших вузовский диплом латгальцев в следующие 10 лет возрастет на 10 000 человек — что решаемый вопрос на фоне развития академических учреждений в Даугавпилсе и Резекне, то не факт, что эти люди не уедут из Латвии. Или как минимум не переедут в более высокооплачиваемую Ригу.

Тогда уж следует вводить обязательное распределение выпускников, или целевой набор с последующим прикреплением к конкретному предприятию на определенное время. Но как это будет соотноситься с директивами ЕС о свободном перемещении рабочей силы?

Есть и еще один аспект — формирование в регионе устойчивого слоя так называемого прекариата, лиц, социально не устроенных, не имеющих полной гарантированной занятости, и в силу этой своей нестабильности готовых как на смирение с ситуацией, так и на агрессивные действия — от акций протеста до криминальной активности. Побочный продукт неолиберализма, в который превращаются целые регионы страны, приводит ее к очевидным угрозам.

Хотя и во всей Европе инвестиционная привлекательность после 24 февраля 2022 года радикально понизилась: по опросам Ernst&Young, если до начала полномасштабного вторжения России в Украину Старый Свет для вложений считали перспективными 79% опрошенных глобальных компаний, то впоследствии — только 25%.

Так что проблемы региона можно уподобить чемодану, упавшему с полки в самолете, начавшем внезапное снижение. Хорошо, если еще не кому–то на голову.

В МИРОВОМ МАСШТАБЕ

ВВП на душу населения в Латгалии в 2020 году составил 8111 евро. Это приблизительно соответствует уровню таких государств, как Узбекистан, Филиппины, Боливия и Марокко.