Следующее заседание суда состоится уже в четверг, 11-го января.
Итак, как уже сообщалось, вчера в Конституционном суде началось очное рассмотрение жалобы четырех граждан РФ на принятые за неделю до сеймовских выборов - 22-го сентября 2022-го года, - поправок в Закон об иммиграции, которые на 180 градусов поменяли порядок пребывания в Латвии более 24 тысяч жителей Латвии - бывших неграждан и граждан ЛР, принявших в свое время российское гражданство. На первом заседании были заслушены позиции сторон - представителей истцов и представителя Сейма, а судьи КС имели возможность задать сторонам уточняющие вопросы. Своим правом задать вопросы представителю Сейма воспользовались и юристы, представляющие интересы заявителей.
В четверг, 11-го сентября, на втором заседании планируется заслушать представителя Управления гражданства и миграции, как главной структуры, ответственной за исполнение норм Закона об иммиграции.
Поскольку рассмотрение только началось, то было бы неуместно делать какие-то прогнозы относительно вердикта суда. Но важно понять основные позиции сторон.
Если говорить о заявителях, то они выдвигают пять ключевых доводов.
Первый довод - вытекающий из Конституции принци правовой предсказуемости. Все заявители были обладателями постоянного вида на жительство (ПНЖ) и исходили из того, что им предоставлено право пожизненного проживания в Латвии и им вдруг не будут выдвинуты новые условия с аннулированием ПНЖ и необходимости запрашивать иной статус.
Второй довод - было предоставлено достаточно мало времени на выполнение новых требований. Причем, первоначальная редакция поправок даже не предполагала механизм повторной пересдачи экзамена. Не случайно поправки затем новый Сейм дважды менял и это уже не свидетельствует о хорошей законодательной практике.
Третий довод - неясна легитимная цель этих поправок. Чего законодатель хотел таким образом достичь? Освоения иностранными гражданами латышского языка? Но почему тогда такие же требования не были предъявлены как другой группе граждан РФ, получивших российское гражданство до принятия Закона об иммиграции, то есть до мая 2003-го года? И почему язык для дальнейшего пребывания в Латвии не требуют от бывших неграждан и граждан Латвии, получивших гражданство, к примеру, Белоруссии, Грузии или США?
Если речь идет о том, что тот или иной гражданин России может создавать риск безопасности Латвии, то во-первых, для этого есть другая статья Закона об иммиграции, а во-вторых - при чем здесь тогда сдача экзамена?
Четвертый довод - соразмерность "санкции". Является ли соразмерным выдворение из страны за несдачу экзамена по госязыку? Для этого есть менее радикальные способы наказания - к примеру, административный штраф, как в Дании.
Пятый довод - поправки создают реальный риск коллективного выдворения, что Европейская конвенция по правам человека и хартия ЕС запрещают делать.
Примет ли Конституционный суд все эти доводы или хотя бы один из них? Это будет ясно ближе к концу февраля, когда можно ожидать вердикта суда.
Комментарии (0)