Прогулки у резиденции Карлиса Улманиса: в таких условиях трудился вождь! 0

Наша Латвия
BB.LV
Замок в стиле неоренессанс.

Замок в стиле неоренессанс.

Признаюсь, Саркандаугава – один из немногих районов Риги, для передвижения по которым мне необходимо подключать навигатор. Достаточно съехать с какой-нибудь магистрали, например, проспекта Межа или Виестура, чтоб оказаться в паутине улочек, которых по-хорошему надо бы назвать переулками.

Такие улочки лишь по карте длятся, а по факту заканчиваются тупиком для машин и пешеходной тропинкой далее. Так или иначе, в окрестностях таких знаковых для столицы учреждений, как психоневрологическая больница и пивзавод, раскинулся старинный парк, которому уже скоро сто тридцать лет.

Дело пивовара Даудера и химика Бингнера

Как и многое в нашем городе, пивное производство на берегу Красной Двины основал самый что ни на есть «немецкий немец» – баварец Иоахим Даудер (1820–1879). Именно в честь него ныне и названо имение – Даудери. Случилось это в 1865 году, и вначале рядом с лесопилками Саркандаугавы появились только небольшая пивоварня и стекольное производство – необходима была тара.

Спустя полтора десятилетия бизнес перекупил представитель знатного рижского рода – Адольф фон Бингнер (1855–1917). Потомок остзейских баронов, поколениями участвовавших в управлении Ригой – среди них были и ратманы, и бургомистр отец Роберт – решил сделать бренд Waldschlößchen ведущим в Российской империи. Экспансии пивной индустрии сопутствовал только что полученный диплом химика, и качественный пенный напиток быстро пополнил бюджет семейства.

В 1897 году была возведена роскошная вилла в стиле неоренессанса, воодушевленная немецкой романтикой. Башенки, колонны, шпили в духе средневекового замка, все это плод фантазии Фридриха Зейберлиха (1850–1932). Гражданский архитектор, окончивший Рижский политехникум, построил несколько доходных домов и пивоварню Киммеля, что была на Рыцарской улице (ныне Бруниниеку). Ему же принадлежит авторство городского ломбарда по улице Зиргу, ну а шедевром индустриальной архитектуры является чудесно сохранившийся и посейчас завод Русского электротехнического общества, на фронтоне коего заседает Зевс-громовержец, с молниями. Сейчас это, увы, не завод ВЭФ, а административное здание...

Но вернемся в Саркандаугаву. Постройки оттенялись окружением – прекрасным садом площадью 2,2 гектара, по проекту лучшего ландшафтного архитектора Лифляндии Георга Куфалта. Он же, кстати, разбил – в хорошем смысле слова – парки Аркадия и Зиедоньдарзс. Сад в окрестностях пивоварни отличается от плоского большинства рижских собратьев своим чудным рельефом – здесь сыграли роль дюны северной части Риги. Для пущих аллюзий со старинной Германией тут устроили «руины» средневекового замка, вырыли искусственный пруд. Словом, постаралась строительная фирма Роберта Хезермана.

Однако Первая мировая война и последующие бурные события вымели немецкую аристократию из молодой ЛР, перешел в ведение банка и дворец. И что вы думаете – по принципу «что охраняю, то и имею», в Даудери (так «национализированно» именовалась усадьба) в 1937 году поселился сам Карлис Улманис, который к тому времени уже сочетал посты премьер-министра и президента.

d7.jpg

Подарочек от банка на 60-летие

Именно так была оформлена передача в собственность господина Улманиса дворца уже репатриировавшегося семейства пивоваров. Немецкий род оказался умудренным – владельцы Waldschlößchen воспользовались предложением выкупить их бизнес, пусть и не по самой выгодной цене. На его основе был создан уже всем нам известный бренд Aldaris, ну а экс-хозяева укатили на историческую родину с кругленькой суммой. Те же их родственники и знакомые, которые подзадержались до 1939 года, отбыли из Латвии почти буквально раздетыми. Вся собственность балтийских немцев перешла государству, выплаты должны были осуществляться по хитрой системе взаимозачетов с Третьим рейхом, чего, конечно же, из-за инкорпорации Латвии в СССР и войны не произошло.

Ну а в роскошных интерьерах Даудери отдыхала и веселилась новая латышская знать – причем этот престижный объект недвижимости был именно что личной собственностью диктатора. Официальные приемы он осуществлял в Рижском замке, а в покоях Даудери расслаблялся в узком кругу, к коему принадлежал, в частности, молодой министр иностранных дел Вилхелмс Мунтерс. По мнению ряда современников, именно глубокая личная привязанность пожилого Вадониса к паркетному дипломату послужила той роковой причиной, отчего ЛР так бездарно закончила свои дни в 1939-40 гг.

Пока же – ничего не предвещало, и довольные жизнью господа прохлаждались в бассейне, выполненном в контурах Латвии. А также любовались на доверчивых косуль, стадо коих развели в парковых угодьях. Разумеется, простые смертные забредать сюда не могли.

d5.jpg

Снова запретная территория

Очередная для Латвии в XX веке смена общественно-политического уклада, и вот перемены для Даудери.

Рассказывает старожил Межапарка и Саркандаугавы Владимир Стешенко:

– Много чего там было после войны. Из непроверенного: якобы там очень короткое время сразу после войны находилось подразделение («контора») СМЕРШа. Документально не подтверждено. Потом оно попало под опеку «Алдариса», там располагался детский сад и... своего рода общежитие (комнаты) для молодых специалистов. Например, будущий руководитель пивоварни И. Ш. после окончания Елгавской академии временно жила аж в «резиденции президента», потом и правда стала руководителем компании.

Затем там открылся музей культуры, который поначалу «сожительствовал» с предприятием, проводившим в музее свои мероприятия. Руководителем музея стала дочь академика и директора НИИ и жена известного художника Ю. З. Восточная сторона «Алдариса», да и северная были «проклятием» для охраны. Там легче всего было проникнуть на завод, особенно через общий двор. Преодолеть бетонный забор в зарослях парка труда не составляло. А охотников за халявным пивом хватало. А вот камер видеонаблюдения тогда не было!

Ведомственный характер объекта длился до конца 1980-х годов, когда реконструкцией «заброшки» занялся Музей истории Латвии. В основу коллекции Даудери было положено собрание эмигранта Гайдиса Граудиньша. Он скрупулезно искал за рубежом всяческие артефакты, вывезенные «тримдой» из родной Латвии, и выпущенные уже в изгнании – и у него собрались тысячи медалей, печатных изданий, национальных костюмов... Все это и выставлено сейчас в филиале музея, который расположился во дворце.

Заглянуть в тайные закоулки

Этот год увенчался завершением реконструкции парка, который теперь выглядит как образцовый шедевр где-нибудь, например, в Британии. Соответственно и хочется там себя вести, неспешно и размеренно.

Экспозиция собрания замка включает в себя этапы смены владельцев, индустриализации Риги, богатых немецких родов, Первую мировую и авторитарный режим Улманиса, а также последующую советизацию.

d8.jpg

21 июля Национальный исторический музей организует «Воскресную одиссею», в рамках которой можно будет тщательно изучить замок Даудери, посмотрев даже те места, в которые обычно экскурсии не водят – к примеру, бывшую ванную комнату Улманиса, чердак и мансарду. И, кто знает, может, увидеть призраков прошлого!

Фото автора.

Ник Кабанов
Все статьи