В семье, с которой мы дружим домами, лето выдалось драматичным. Дочка, окончившая 12–й класс, собралась отдать себя благородной профессии медика.
Однако в столичном Университете Страдыня ей дали от ворот поворот. Даже на платном отделении не отыскалось места.
Что делать, если девушка не видит иного призвания, чем медицина? И вот подается заявление в одну из бывших советских республик. Не особо дружащую с Россией, но и от Запада на дистанции. Будет учиться на английском языке вдали от родной Риги, вносить деньги за учебу, за аренду жилья, питание, связь…
В результате пару десятков тысяч евро в год не получит наша собственная республика. И это судьба всего одного молодого человека.
Профессия регламентированная
Хотя, как говорят, не было бы счастья, да несчастье помогло. Ведь лечебные специальности в ЛР подвержены не только Закону о регламентированных профессиях и признанию профессиональной квалификации, но и многочисленным нормативным актам ЕС — директивам Европарламента и Европейского совета.
Рижский Университет Страдыня недавно был признан лишь "частично соответствующим" этим высоким требованиям — в части резидентуры по направлению "Уход за здоровьем". Руководство университета не нашло общего языка с Комиссией по качеству образования Агентства качества высшего образования! В процессе масштабной проверки так и не смогли разобраться, за что же начисляют "кредитные пункты" — за учебу в аудиториях, или за практику в больницах, которую осуществляют интерны.
Кстати, вашему автору несколько лет назад довелось попасть в руки таких вот персонажей, как будто сошедших с экрана популярного комедийного сериала. С шутками–прибаутками они "собрали" и поместили в лангету мою сломанную левую кисть. Надо же, сумел прямо под Новый год, причем, что обидно — совершенно трезвый — поскользнуться на единственной заледеневшей луже в нашем околотке… Так или иначе, все срослось, и спасибо молодым медикам. Надеюсь, они все уже работают по специальности.
Хотя не факт, что в нашей республике. На портале правовых актов есть информация, что в Латвии 47% врачей имеют возраст старше 55 лет (в Евросоюзе в среднем — 35%). Врачи в нашей стране размещаются неравномерно: если в крупных городах на 1000 жителей приходится 4,5 медика, то в отдаленных регионах только 2,1. Если первый показатель является средним для Организации экономического сотрудничества и развития, то второй существенно ниже (в ОЭСР — 3,2). "Больницы низкого уровня" в ЛР имеют всего 11,5 медработника на тысячу потенциальных пациентов, тогда как в ОЭСР — 15,4.
В этой связи вся надежда — на учащихся резидентуры. Сокращение их работы "существенно уменьшит доступность услуг, способность реагировать на прирост хронических заболеваний, угрозы здоровью, которые связаны с чрезвычайными ситуациями здоровья, и удовлетворять изменяющиеся нужды здоровья". Словом, нельзя научиться плавать, не залезая в воду — ну а нам с вами придется примириться с тем, что при поступлении в приемное отделение нами с большой долей вероятности займутся начинающие медики.
Абитуриенты идут на рекорд
Впрочем, крупнейшее латвийское медицинское учебное заведение пожаловаться не может: в этом году установило абсолютный рекорд — 10 094 заявления на поступление, что на 13,4% больше, чем год назад.
Как сообщила СМИ представительница Рижского Университета Страдыня Ингуна Потетингова, крупнейший показатель в истории вуза (создан в 1950 году как Рижский медицинский институт), показывает рост популярности — ведь в 2021 году было получено всего 7800 заявлений.
Как и прежде, среди специальностей лидирует общая программа "Медицина", которой пожелал учиться 1591 вчерашний школьник (в прошлом году — 1400). Это тоже наивысший показатель во все времена. Наглядно демонстрирует спрос конкурс на программы "Акушерка" (15,1 заявление на одно место), "Питание" (11,3), "Ортезирование–протезирование" (10,6), "Фармацевтика" (9,4), "Эрготерапия" (8,7), "Физиотерапия" (7,2).
С недавних пор университету удалось поглотить Латвийскую спортивно–педагогическую академию, и туда направили свои стопы 406 выпускников средних школ. Наибольшее количество претендует на обучение по специальностям "Спортивная наука" (162) и "Физиотерапия" (111).
Вылечат и тело, и душу
Характерной особенностью Университета Страдыня является наличие не связанных с медициной программ. Как ни странно, но на факультет социальных знаний было получено вдвое больше заявлений, чем на программу "Медицина" — 3214.
2884 человека пожелали стать бакалаврами–гуманитариями. В этом году наибольшее количество молодых людей хотят стать психологами (801 заявка), также поступило немало заявок на обучение по программам "Международные отношения — европейские науки", "Международный бизнес и долгосрочная экономика", "Общественные связи", "Журналистика", "Международный маркетинг и реклама"…
К сожалению, среди опубликованных университетом сведений нет раскладки по количеству платных мест, а также о доле иностранных студентов. Университет, тем не менее, уже много лет занимает стабильно лидирующие позиции по привлечению молодых людей из зажиточных семей "третьего мира". Если очень повезет, то какой–то процент из них потом окажется в наших клиниках. Но по всему видать, что существенное их количество попросту использует время в стране ЕС, чтобы подзаработать на карманные расходы — рассекая по улицам нашей столицы с ящиком пищевой доставки за плечами.
Ну а латвийская молодежь тем временем вынуждена искать образование вне родины. И не факт, что по получении диплома она вернется в Латвию.
Можно ли было бы найти выход из данной ситуации? По всей обычной логике, он выглядел бы так: медицинскому вузу — заниматься только медициной, а Латвийскому университету передать свои дублирующие программы. В свою очередь, пусть в ЛУ сосредоточатся все специальности гуманитарного профиля. Так как и платные отделения не резиновые, то в первую очередь принимать на них жителей Латвии, которые точно будут учиться, под контролем платящих за это семей. А уж остальное, пожалуйста — иностранцам.
Но для этого необходима политическая воля, а Минздрав и МОН у нас давно в ведении неолибералов из "Нового Единства"…
Комментарии (0)