У правительства Силини опять что–то пошло не так: шесть проблем одного Кабинета министров 0

Политика
BB.LV
У правительства Силини опять что–то пошло не так: шесть проблем одного Кабинета министров
ФОТО: LETA

В понедельник президент Эдгарс Ринкевич логично предположил, что основная проверка на прочность правительство ждет ближе к концу лета, когда предстоит решать вопросы, связанные с налоговой политикой и с составлением бюджета на следующий год.

Пока нет никакой уверенности в том, что правящие с этим экзаменом на стабильность правительства и выполнение стратегических задач справятся. Уже сейчас видно по меньшей мере шесть основных проблем правительства Силини.

Проблема первая — финансово–бюджетная. Государственная казна пополняется из рук вон плохо — в кулуарах власти поговаривают, что столь значительного отставания от плана сбора налогов не было последние минимум 10 лет. Из–за этого невозможно пока даже составить требуемую Силиней "дорожную карту" предлагаемых налоговых изменений.

Проблема вторая — финансово–геополитическая. Премьер и министр финансов уже поспешили сузить себе пространство для маневра, фактически поставив партнеров по коалиции перед фактом — никаких дополнительных средств для остальных министерств, кроме Минобороны и МВД, не будет.

Если необходимые средства на какие–то новые или дополнительные программы, то используйте внутренние резервы. То есть ищите деньги в рамках бюджета своего министерства.

Это значит, что лидеры правящих партий должны сказать своим избирателям накануне муниципальных выборов, что выданные им щедрые обещания так и останутся обещаниями.

Например, обещание провести индексацию всех пенсий или снизить налоги на труд.

Очевидно, что повиснут в воздухе и обещания по постоянному увеличению ассигнований на здравоохранение. Ну разве только что за счет опять–таки перераспределения финансовых ресурсов.

Все дополнительные средства премьер и министр финансов намерены направить исключительно на военные нужды и на укрепление внутренней безопасности, включая повышение (в пределах 10–15 процентов) зарплат полицейских, пограничников и спасателей.

Проблема третья — административная нагрузка, или, если хотите, пандемия бюрократии. Как опять–таки вчера признал глава государства, пока дальше лозунгов о необходимости уменьшать бюрократические процедуры правительство не продвинулось.

Власти, правда, уже подготовили варианты по уменьшению разного рода административных барьеров в сфере недвижимости (упрощение процедур получения разрешений на строительные работы и т. п.), но пока конкретные изменения в законодательстве еще не приняты. А ведь излишнюю бюрократию необходимо искоренять и в сфере защиты среды (разрешения и согласования), и в сфере управления здравоохранения и документации в медицине, и в контроле за системой образования, и в сфере контроля за предпринимательской деятельностью…

В общем, такими темпами, как власти пытаются укротить бюрократию, результат можно будет получить лет этак через пять. В лучшем случае.

Проблема четвертая — оптимизация финансовых ресурсов и оптимизация в системе госуправления. Еще при первом правительстве Кариньша речь шла о необходимости централизации вспомогательных функций министерств — бухгалтерии, кадрового делопроизводства, компьютерных баз данных, обучения чиновников.

Уже сегодня правительство обсудит доклад о прогрессе в создании Единого центра услуг. Пока все еще весьма медленно.

Проблема пятая — реализация реформ. Пока и в этом направлении правительству похвастаться нечем. Две самые громкие реформы — ценообразование лекарств и вывод госпредприятий на биржу — очень сильно буксуют, вызывая скандалы и протесты. Так, уже сегодня реформа ценообразования лекарств должна была быть вынесена на утверждение правительства.

Однако не факт, что это произойдет из–за категорических возражений восьми общественных организаций, представляющих интересы фармацевтов и аптечных сетей.

Кроме того, против задуманной Минздравом реформы выступила Федерация пенсионеров, которая опасается, что предлагаемые меры приведут к закрытию маленьких аптек — прежде всего в провинции, и появлению дефицита рецептурных медикаментов. Минздрав отвергает подобные опасения.

Так или иначе, но очевидно, что амбициозному и щедрому на обещания министру здоровья Абу Мери не удалось найти общий язык с фармацевтической отраслью, и это весьма прискорбно.

Что же касается вывода госпредприятий на биржу, то здесь тоже все идет крайне медленно, а попытки засекретить даже несекретные доклады только порождают слухи и способствуют дезинформации.

Самый яркий пример — появившаяся на днях "утечка" информации о предложениях относительно будущего LMT. Якобы Министерство экономики хочет провести дискуссию по возможной передаче (продаже) части капитала LMT шведским акционерам и последующему выводу 20 процентов акций на фондовый рынок.

Министерство экономики уже поспешило уйти в отказ и назвало появившуюся информацию недостоверной, вводящей в заблуждение. Как ожидается, правящие решат отклонить предложение об изменении структуры собственников LMT.

Отметим, что данная телекоммуникационная компания относится к предприятиям стратегического назначения, и едва ли правительство решится в нынешних условиях и накануне двух выборов — муниципальных и сеймовских — заниматься "приватизацией" этой компании.

Между тем вопрос о том, когда и какие госпредприятия все–таки будут выведены на биржу, остается открытым, и это еще раз показывает, насколько "оперативно" работает правительство.

И, наконец, шестая проблема — коалиционная. Сейчас у трех коалиционных партий в Сейме только 50 депутатов. Да, правительство поддерживают и два независимых депутата (Буров и Раев), но едва ли такая конструкция является очень устойчивой. А ведь впереди опять–таки принятие бюджета–2025.

Ясно, что премьеру ближе к осени придется снова пытаться укрепить коалицию за счет части оппозиционных депутатов.

Впрочем, пока расколоть Объединенный список не удалось. Понятно, что состоящий из трех партий и независимых политиков Объединенный список является самой уязвимой с точки зрения возможного раскола политической силой.

Абик Элкин
Все статьи