
Золотая недвижимость государства — Рижский замок. Фото автора.
Спустя треть столетия от начала приватизации в Латвии публичный сектор все еще остается крупнейшим собственником. Потому за подписью министра финансов Арвилса Ашераденса ("Новое Единство") появился документ о единой концепции управления государственной недвижимостью.
На продажу — не всё
В целом в собственности государства в ЛР находятся 18,6 млрд кв. м земли и 3,68 млн кв. м зданий. К последним принадлежат лечебные и медицинские учреждения, офисные здания, жилые дома, учебные и спортивные сооружения, объекты культуры, сооружения для связи и транспорта, а также "ранее неклассифицируемые объекты", как то: пункты пограничного контроля и военные объекты.
Общая кадастровая стоимость госнедвижимости — 1,6 млрд евро.
Министерство финансов является управляющим 15% принадлежащих государству зданий, это в основном разного рода офисные площади, вместе с государственным же АО VNI им принадлежат 32,1% таких зданий. Между тем ведомство А. Ашераденса считает, что "содержание и управление объектами государственного недвижимого имущества не рассматривается как функция, характерная для государственного управления". Потому необходимо оптимизировать экономические процессы, "таким образом освободив учреждения государственного управления".
Стоит отметить, что ведомственная собственность в последние годы активно реализуется на рынке:
-
Министерством обороны из 20 перенятых объектов было продано 13;
-
Министерство финансов освободилось от 27 зданий из 87;
-
Министерство образования и науки — от 76 из 108;
-
Министерство культуры — от 60 из 93.
Всего за различными министерствами было закреплено 433 здания, а продать они успели 175.
Тем не менее по–прежнему существует ситуация, когда одним и тем же объектом недвижимости — к примеру, лесами или военными сооружениями, управляет несколько юридических лиц. Вокзалы, терминалы и прочие специализированные строения принадлежат различным управляющим. Данная практика относится и к латвийской недвижимости за рубежом — как то: зданиям посольств в Москве и Вашингтоне, представительству при ЕС в Брюсселе. Государственное АО VN? является их управляющим, но владельцем остается МИД. "Упомянутая ситуация сложилась исторически", — признает Минфин.
Более того, в ведении различных министерств в ЛР остаются жилые дома и квартиры — хотя те же Минземледелия и Минздрав используют их под служебные гостиницы (общежития) и склады. Бывает также, что здание "передано в безвозмездное пользование организации общественного блага".
Кстати, наибольший скачок цены на обслуживание публичных зданий произошел в Латвии в 2021–2022 гг. — тогда затраты на электроэнергию выросли на 67%, а на отопление — на 60%.
Ради собственности исправят законы
Упорядочить управление имуществом в сфере транспорта должны вступившие в силу 1 января 2025 года поправки к Закону об авиации, в числе прочего регулирующие отношения собственности в гражданских аэропортах, а также находящаяся на рассмотрении Сейма новая редакция Закона о портах. "На территориях специфического пользования необходимо особое регулирование и план дальнейших действий с таковым имуществом", — признает Минфин.
Закон о предотвращении растраты финансовых средств и имущества публичного лица, между прочим, ставит собственников в весьма строгие рамки — им положено "обеспечивать использование и содержание (физическую сохранность во все время эксплуатации) недвижимого имущества сообразно требованиям нормативных актов и способствовать его улучшению".
Если же ведомства захотят освободиться от прямого управления собственностью и создать для того отдельные юрлица, то это сделать также непросто — необходимо соблюсти Закон об устройстве государственного управления и Закон об управлении частями капитала и обществ капитала публичного лица. Раз в пять лет государство обязано удостовериться, что весь его "портфель недвижимого имущества" управляется должным образом…
Комментарии (0)
Оставить комментарий