Дворец XVIII века.
Весенний зоопарк при плюс двадцати, это такое пробуждение природы, что мало не покажется. Потому в венском Tiergarten — полно народу.
Дворец о 1441 комнате
Но прежде всего следует миновать роскошный дворцовый комплекс Шёнбрунн — летнюю резиденцию императорской фамилии Габсбургов, жемчужину барокко и объект всемирного наследия ЮНЕСКО. В дословном переводе "красивые источники" — Матвей, хозяин Священной Римской империи, в 1612 году во время конной охоты наткнулся на несколько ручьев и решил основать здесь замок.
К концу XVII века фортеция, пострадавшая от осады Вены турками, была полностью перестроена по лекалам французского галантного века. Более всего творение Фишера фон Эрлаха напоминает Версаль. Хотя благодаря компактным австрийским масштабам находится не в пригороде, а лишь чуть поодаль от центра столицы, мы добрались туда пешком менее чем за час.
Окончательный вид роскошный дворец приобрел при Марии Терезии в 40–е годы XVIII столетия. Здесь для императрицы — покровительницы муз, играл сам Моцарт! Шик Шёнбрунна привлекал завоевателей — тут дважды квартировал Наполеон, а после Второй мировой обосновалось английское оккупационное командование. Австрия, как и Германия, была разделена на 4 сектора между державами–победительницами, пока в 1955 году последние иностранные войска не покинули восстановленное нейтральное государство.
Сегодня Шёнбрунн представляет собой, как модно, государственно–частное партнерство. Из символической цифры в 1441 зал, комнату, кабинет для посетителей открыто только 40. Можно посмотреть фривольный будуар австрийской принцессы Антонии, дочери Марии Терезии и впоследствии француженки Марии Антуанетты, ванную комнату австрийской императрицы Елизаветы и целый ряд покоев предпоследнего монарха Франца Иосифа I. Включая и скромную деревянную кровать, где император Австро–Венгрии почил на 87–м году жизни и 58–м году царствования. Не досмотрев до конца сериал "Первая мировая"…
Старейший в мире
Знать издревле баловалась зверинцами — ну с Древнего Рима точно. Потому именно солиднейшая династия Габсбургов устроила первый зоопарк на планете. А было так. Франц Стефан в 1752 году приказал зодчему Николя Жадо построить, как по циферблату, 12 капитальных вольеров для животных, а посредине павильон для собственных завтраков. Тут едят и по сейчас — причем императорский уют могут оценить простые смертные за чашкой кофе с традиционным венским штруделем (яблочный пирог) или захером (шоколадный торт).
Единственная разница со временами просвещенного абсолютизма — с 1779 года зоопарк являлся для подданных короны бесплатным, теперь же безо всяких льгот в него можно попасть за 27 евро. Разумеется, если вы школьник, студент или пенсионер, то полагаются всякие школьные скидки. Можно сразу взять и годовой билет. Был бы я венцем, так бы и сделал — Шёнбрунн неичерпаем!
Австрия — единственная из европейских монархий, не имевшая заморских колоний. Видимо, поэтому ее путешественники, отправляясь на Юг ли, на Север (земля Франца–Иосифа!), особенно трепетно старались привести домой по какой–нибудь неведомой зверушке.
В середине XVIII века особенной популярностью у устроителей зверинцев пользовались шлемоносные казуары — очень крупные птицы, обитающие в Новой Гвинее. Казуара достали и для Франца Стефана. Кроме того, в Шёнбрунне тогда можно было увидеть страуса, газель, коровью антилопу, куропатку, журавля–красавку и маленькую птичку по имени "красный кардинал". А прежде чем доставить в Вену тушканчика, императорский двор запросил… портрет. Опасались: что за существо?
В 1828 году в Вене появился диковинный жираф — подарок египетского султана Мухаммеда Али добирался морем и… пешком. Прошло почти полвека, пока грациозные и меланхоличные животные стали давать потомство, а в 1906 году в Вене впервые в неволе появилась на свет слонятка Аба. К Первой мировой в зоопарке было 3500 животных 712 видов, однако серьезный урон нанесли последующий голод, а в особенности бомбежки Второй мировой. Последние 32 года восстановленный в былом величии зоопарк — приватизирован.
Чисто по–зверски
"…И никаких хищников — они распространяют отвратительный запах", — напутствовал своих советников Франц Стефан. Это пожелание императора выполняется ныне своеобразно. Вот местожительство точно самого популярного персонажа Шёнбрунна — амурский тигр закусывает полутушей какого–то бедного копытного. Вокруг толпа восхищенной публики — хищник буквально в нескольких метрах от бронестекла. Посетители ведут прямую трансляцию в своих инстаграмах и тик–токах, благо поблизости с микрофоном все действо комментирует зоолог. Но что впечатляет — действительно ничем не пахнет. Зоопарк без типичных для такого места ароматов, венское ноу–хау.
По всему видать, не обошлось без вездесущих ворон. Те, кто видел этих хитрых проныр в Рижском зоо, даже не представляют, насколько много их в Вене. В бассейне с фламинго вообще не поймешь — для кого же устроили уют? Серые и черные, воронессы заняты при этом полезным делом избавления зоопарка от отходов и бытового мусора. Как поясняют плакаты, тут их разводят специально, в рамках проекта Crowbuddy (воронодруг). Животных в Шёнбрунне кормить, конечно, запрещено — но на ворон это не распространяется, и мы подали им сосисок.
Север, крестьянство, ящеры
Флегматично взирает на визитеров белый медведюшка — этот "полярный" сектор зарезервирован со времен путешествий австрийцев по Северному Ледовитому океану. К слову, только в 1916 году, из–за войны с двуединой монархией, Россия включила в свой состав острова, открытые шхуной "Адмирал Тетегоф" 40 годами ранее. СССР подтвердил это спустя 10 лет. Площадь 192 островов архипелага Франца–Иосифа — 16 тысяч кв. км, это было бы 20% Австрии.
Но и в самой альпийской республике в горах вполне себе холодно, и всяческий пушистый скот живет там в обилии. Именно Тирольский двор — любимое место детворы, контактная часть зоопарка, где можно потискать дружелюбных питомцев. К исполинским пятнистым хавроньям, впрочем, дозволено подходить только служителям — они быстро раздают им салат, паприку и свеклу, пока хрюшки не начали перемалывать пищу своими клыками. В фермерской части зоопарка можно попробовать и свежее коровье, овечье, козье молоко.
И, разумеется, аквариум–террариум. Красивые и опасные медузы раздуваются во тьме, а над головой в прозрачном туннеле над тобой зависает огромная туша. Это арапаима, жительница Амазонки, достигающая 4 метров и веса в 200 кило. Вид у нее чрезвычайно архаичный, считается современницей динозавров. Впрочем, близкие родственники ящеры в Шёнбрунне тоже обитают, от крокодилов до игуан. Ну а мишки коалы — те спят на деревьях!
Фото автора.
Комментарии (0)