Когда искусственный интеллект победит живых писателей и критиков — как живых коней победила стальная конница, написание романов и рецензий на них сильно упростится.
Писательское лего
Нейросеть–писатель будет компоновать текст из готовых деталек — популярных сюжетных ходов, мотивов и тем, а нейросеть–критик будет эти детальки опознавать и перечислять.
Впрочем, и сейчас некоторые авторы из плоти и крови действуют похожим образом: приставляют губы Никанора Ивановича к носу Ивана Кузьмича, набирая элементы сюжета из известных текстов и фильмов, а темы — из злободневных новостей.
Если, скажем, к "Тайной истории" Донны Тартт да приставить скандал с "отменой" похотливого вузовского препода, а к Лоре Палмер (красавице–старшекласснице, ведшей тайную жизнь и выуженной со следами насильственной смерти из водоема) расовую проблематику, — получится что? Получится роман Ребекки Маккай "У меня к вам несколько вопросов".
Единственная проблема, с которой сталкивается в данном случае ленивый рецензент: источников вдохновения у Маккай было столько, что устанешь перечислять.
Ответный ход
Поклонники Донны Тартт пишут, что место действия и отчасти сюжет "Нескольких вопросов" (в престижной школе–интернате, что в Новой Англии, убивают студента; у Маккай — студентку) взяты из "Тайной истории" — но в разных вариациях все это можно найти вообще где угодно, вплоть до российского второсортного сериала "Моя большая тайна": там тоже умницу–красавицу–отличницу, ученицу элитного заведения, вытаскивали бездыханную из бассейна, а повествование велось от лица ее подружки–парии, соседки по комнате.
Главная героиня, ныне зрелая успешная женщина (ведущая популярного подкаста — таких актуальных подробностей у Маккай масса), возвращается в интернат, который она окончила больше двадцати лет назад, — и там воскресают девичьи воспоминания, комплексы и травмы… Спустя много лет возобновляется расследование вроде бы раскрытого в свое время убийства… Благополучная героиня в одночасье теряет спокойствие и репутацию, попав по неосторожности в мясорубку "культуры отмены"… Чернокожего сажают за чужое преступление по причине расовых предрассудков…
Каждую из деталек конструктора мы встречали множество раз в составе разных конструкций. И "Несколько вопросов" можно было бы назвать текстом, достойным пера ИИ, если бы не одно принципиальное "но": торопливо хватаясь за всяческие остроактуальные вопросы (домогательства, "отмена", расизм, привилегии и т. п.), Маккай, к ее чести, никогда не дает поспешных дежурных ответов.
Ребекка Маккай, "У меня к вам несколько вопросов". М.: Лайвбук, 2024.