ИИ/Freepik/bb.lv
Сегодня Министерство умной администрации и регионального развития (МУАРР) должно внести в правительство проект Закона о Латвийском национальном центре искусственного интеллекта (ИИ).
Документы по этой тематике находятся на государственном портале правовых актов и завизированы юристом министерства Лаурой Лице. Предполагается, что вскоре законодательство пройдет утверждение в Сейме, и с января 2025 года центр начнет работу.
Обеспечить конкурентоспособность и рост экономики
Такую благородную цель ставит перед собой новый правительственный институт, создание которого обсуждалось и было одобрено на тематической конференции по цифровой модернизации 24 октября.
Сначала разберемся с терминологией. "Искусственный интеллект, — гласит аннотация к законопроекту, — это быстро развивающаяся семья технологий с потенциалом трансформировать экономику, общество и среду во всех секторах и областях деятельности. Улучшая прогнозирование, оптимизируя действия и присвоение ресурсов, а также персонализируя цифровые решения для частных лиц и организаций, искусственный интеллект может обеспечить существенные конкурентные преимущества и способствовать благоприятным результатам для общества и среды. К тому же искусственный интеллект продвигает инновации, их применение для повышения продуктивности, делая их стратегическим приоритетом также в социально–экономическом контексте Латвии".
Концентрировать и интегрировать искусственный интеллект, пишется далее в министерском документе, предполагается прежде всего в таких сферах, как здравоохранение, образование, общественная безопасность и оборона, кибербезопасность, государственное управление и общественные услуги, управление инфраструктурой, энергетика, транспорт и логистика, а также уменьшение климатических изменений.
То есть фактически в большинстве секторов, которые в Латвии так или иначе заняты выработкой внутреннего валового продукта с участием государства. Разве что финансы, промышленность, сельское хозяйство и торговлю не учли — но там частный капитал.
Что мешает двигаться вперед?
Однако ИИ — вещь обоюдоострая: "В Латвии недостает компетентности, связанной с управлением рисками искусственного интеллекта и способности как мониторинга запрещенного и высоко рискованного применения искусственного интеллекта, так и защиты против злонамеренного использования искусственного интеллекта". Различные отрасли нашей республики не согласуют совместное использование ИИ. Отсутствует единый формат, объединяющий государственные институты, исследовательские и коммерческие предприятия в сфере ИИ. По своим программам работают Латвийский и Рижский технический университеты, ООО с госкапиталом LMT и Tet.
Европейский парламент и Европейский совет этим летом приняли соответственные регулы, которые позволяют государствам–участницам устроить подобные "песочницы" для игр искусственного разума. Теперь по принятии важного закона в Латвии внедрят "подход одного окна". Центр ИИ будет "распространять хорошую практику и направляющие линии".
Как всегда, надежда возлагается на зарубежных партнеров. "Необходимо привлекать партнеров иностранных технологий, искать источники финансирования для конкретных инициатив", — гласит доклад МУАРР.
Большая модель языка
По всей вероятности, первыми, кто привлечет ИИ к собственной деятельности, будут силовые структуры Латвии. В списке приоритетных областей так и записано — "решения искусственного интеллекта для внутренней безопасности и обороны, машинное зрение".
Таким образом, например, можно будет в режиме реального времени сопоставлять данные камер наружного наблюдения, интегрированных в единую сеть передачи информации о перемещениях конкретных людей и транспорта. Невиданные перспективы для осуществления тотального контроля!
Следующей сферой применения ИИ будет "автоматизация и продуктивность государственного управления". Тут фигурирует также загадочная "Большая модель языка" (БМЯ). Об этой сфере следует рассказать подробней. С помощью ИИ можно:
— генерировать осмысленные, законченные тексты по различным темам, размещая их, в частности, в социальных сетях;
— осуществлять машинный перевод, снимая тем самым языковой барьер;
— проводить роботизированный анализ обращений в различные инстанции, жалоб потребителей и отзывов участников социологических опросов (в тех же соцсетях).
В основе БМЯ лежат компьютерные нейронные сети, напоминающие мозговое вещество человека. Таким образом, обычный человеческий язык становится способом проникновения в базы данных, устраняя необходимость широких пользовательских масс в специальных языках программирования.
Цель, конечно, благородная — "создать Латвию как привлекательное место для апробации инноваций искусственного интеллекта". Появившийся центр сконцентрирует на себе все национальные проекты, разработает должные критерии и, разумеется, будет "целенаправленно и эффективно хозяйствовать" в размерах присвоенного ему финансирования.
Но как раз по части денег полная неясность — в таблице на 2024 и последующие годы красуются одни лишь нули.
Сколько стоит?
Спасительной является бюджетная программа 09.00.00 — "Осуществление реформ государственного значения", по которой на искусственный интеллект переправят 1,48 млн евро. Но это на период до 2028 года, то есть всего по 370 000 евро в год.
Можно ли развить столь масштабный госпроект на средства, сопоставимые со стоимостью хорошего коттеджа, вопрос, конечно, интересный. На будущее запланировано, что финансовые средства центра смогут образовывать также "подарки и пожертвования физических и юридических лиц, в том числе иностранных". Илон Маск, несите ваши денежки сюда!
Еще центру можно будет передавать как движимое, так и недвижимое имущество.
И вот еще что занятно — Министерство умного администрирования и регионального развития, коим руководит Инга Берзиня ("Новое Единство"), намеревается забрать эту денежку у Министерства экономики под началом Викторса Валайниса (Союз зеленых и крестьян). Как говорится, дружба дружбой, а табачок врозь…
Есть и другие ментальные особенности у нашего зарождающегося ИИ. Ведь в его центре будет и совет, и секретариат. Техническим обеспечением займется Государственное агентство цифрового развития. Что ж оно само–то ИИ не дотянуло до должного уровня?
И что самое интересное, при разработке документа там пропущены целые сферы деятельности, на которые он якобы никак не повлияет. К таковым отнесены:
-
права человека, демократические ценности, развитие гражданского общества;
-
защита данных;
-
регламентация профессий;
-
осуществление политики информационного общества.
Видимо, чиновники, готовившие правовой акт, подошли к нему чисто формально и не пожелали углубляться в действительно важные аспекты изменения нашей Латвии, которой в ближайшие годы предстоит править искусственному интеллекту. А это, без сомнения, затронет интересы каждого из нас!
Комментарии (0)