Морские истории: как латвийский капитан спас кубинцев и финнов

Наша Латвия
BB.LV
Дата публикации: 15.02.2025 14:41
Танкер "Апшеронск".

Капитан дальнего плавания Валентин ПАПУЦЕВИЧ тридцать шесть лет командовал экипажами судов Латвийского морского пароходства и иностранных фирм. Среди них "Артем", "Апшеронск", "Бауска", "Лимбажи", "Рига", "Талси", "Хосе Марти" и другие танкеры.

События, описанные опытным капитаном, происходили в разное время, в разных морях, связаны со спасением людей в море и не забудутся им никогда.

Спасение в старом Багамском проливе

С октября 1992–го по апрель 1993 года я работал капитаном на танкере–химовозе датского судовладельца. Судно ходило под либерийским флагом.

В ноябре 1992 года мы совершали рейс из порта Гамбург в столицу Кубы — порт Гавана. 24 ноября завершили океанский переход через Атлантику и через пролив Кайкос, между островком Маягуама архипелага Багамы и островом Кайкос вошли в Старый Багамский пролив, между островом Куба и Багамскими островами.

Мое судно шло этим проливом вдоль побережья Кубы в западном направлении, к Гаване. 25 ноября 1992 года после полуночи с ходового мостика мне позвонил вахтенный старший помощник капитана. Он доложил, что впереди по курсу нашего танкера наблюдали красный огонь от фальшфейера.

Красный огонь в море — это сигнал бедствия. И еще сообщил старпом: "На радиолокаторе в девяти милях обнаруживается цель".

Я немедленно поднялся на ходовой мостик и дал указание объявить тревогу, оповестить весь экипаж и приготовить судно к спасению людей.

Примерно в 05.00 стало рассветать, и мы увидели небольшую лодку, в которой находились три человека. Танкер–химовоз подошел к ней как можно ближе.

ВалентинПапуцевич.jpg

Капитан Валентин Папуцевич.

Наши матросы подали на лодку растительный трос и подтянули ее к борту. Спасаемые ухватились за трос, сгруппировавшись на одном борту, лодка накренилась, черпанула воду.

Матросы подняли всех троих к нам на борт. Лодка тем временем наполнилась водой и затонула.

Спасенным дали воду. Накормили их. А также выделили им каюту для отдыха.

Телексом я послал всю информацию о происшествии судовладельцу и судовому агенту в Гаване. Тем временем наш танкер продолжил путь в порт назначения.

Это событие случилось во времена массового бегства кубинцев в США. Беглецы надеялись найти там счастье. Но не все достигали "берега своей мечты", многие — погибали в море.

Примерно часов через двенадцать мое судно подошло к порту Гавана. Приняли лоцмана, пришвартовались к причалу. Спасенные нами кубинцы, мечтающие о США, конечно, не ожидали, что проснутся и окажутся на родной Кубе.

На борт прибыли кубинские власти. Я ответил на все вопросы пограничников. Наших "пассажиров" сняли с судна, и дальнейшая их судьба мне неизвестна. Думаю, что им не очень повезло.

Но самое главное, что троим беглецам повезло в том, что они оставались живы.

Чрезвычайное происшествие на Балтике

В 1968–1969 годах я работал четвертым помощником капитана на танкере Латвийского морского пароходства "Апшеронск". Танкер совершал рейсы с грузом мазута из порта Клайпеда.

Накануне Нового года, 31 декабря 1968 года судно в балласте следовало из одного из европейских портов в Клайпеду для очередной погрузки. Пройден пролив Зунд, справа по корме остался датский остров Борнхольм. Погода хорошая. Ясная ночь, небольшое волнение моря, температура воздуха 15–18 градусов мороза. Все свободные от вахты члены экипажа собрались в столовой команды, чтобы за праздничным столом встретить наступающий 1969 год. Выпили по рюмке, закусили — проводили уходящий 1968–й. Встретили Новый год, подняв бокалы шампанского. У всех праздничное настроение.

Примерно в 00.30 в столовой команды раздался телефонный звонок, вахтенный второй помощник проинформировал капитана о том, что принял по УКВ–радиостанции сигнал бедствия с финского сухогруза ILVA и координаты его местоположения. На терпящем бедствие судне — сильный пожар в машинном отделении. Экипаж покидает горящее судно на спасательной шлюпке.

Капитан "Апшеронска" Артем Николаевич Захаров дал указание прекратить праздничный банкет, срочно готовиться к спасению людей и поднялся на ходовой мостик.

Согласно расписанию по тревогам, четвертый помощник должен находиться на ходовом мостике, так что я отправился туда же.

Определили положение горящего судна. Финский сухогруз находился на расстоянии около 15 миль от нас, справа от нашего курса, приблизительно в 30 милях к северу от польского порта Устка. Вскоре обнаружили цель на радиолокаторе и зарево на горизонте.

Примерно через час подошли на безопасное расстояние к горящему судну, у которого вся надстройка, расположенная в кормовой части, была объята огнем. "Апшеронск" оказался ближайшим и пока единственным судном, прибывшим к терпящему бедствие финскому сухогрузу.

На нашем танкере все было готово, экипаж на местах, с борта опущены штормтрапы и грузовая сетка. Высота надводного борта "Апшеронска" порядка трех с половиной метров.

Вскоре невдалеке от горящего судна обнаружили на воде шлюпку с людьми. Сманеврировали, чтобы прикрыть наш правый борт от ветра и волнения, подошли как можно ближе к терпящим бедствие. Приняли к себе на борт членов экипажа финского судна, человек 10, а также шлюпку.

Тушить пожар на горящем судне наш танкер не приспособлен. Связались по УКВ с портом Устка. Сообщили что приняли на борт членов экипажа с горящего судна, которых доставим в порт Клайпеда.

Через какое–то время подошли польские буксиры и начали тушение пожара. Ну а танкер "Апшеронск" возобновил свой путь в порт Клайпеда.

Финские моряки были одеты, конечно, совсем не по погоде. У многих — следы ожогов. Врача на нашем судне не было, так что буфетчица оказала необходимую первую медицинскую помощь.

Спасенных моряков пригласили в столовую команды, где были накрыты столы. Финны не отказались и выпить водки, и закусить, то есть "встретить Новый год".

Часов через двенадцать "Апшеронск" прибыл в Клайпеду. Нас сразу поставили к причалу, где уже стояли машины скорой помощи и представители портовых властей. В общем, мы передали спасенных моряков заботе агентства "Инфлот".

К сожалению, иногда и так приходится морякам отмечать праздники.

Спустя какое–то время приказом начальника пароходства всем членам экипажа нашего танкера была объявлена благодарность и каждому моряку "Апшеронска" выдана премия в размере месячного оклада.

Владимир НОВИКОВ.

ТАКЖЕ В КАТЕГОРИИ

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ