27 апреля, суббота
Гороскоп
Подписка
Поиск ПоискRSSFacebook Telegram Youtube Instagram ВКОНТАКТЕ list


Гороскоп Подписка Опросы Погода
Люблю! Люблю! Reklama.lv Reklama.lv Видео Видео Facebook Facebook Telegram Telegram Instagram Instagram ВКОНТАКТЕ ВКОНТАКТЕ Google News Google News

"А что если Россия захватит часть Латвии?" В США думают, что делать с НАТО

Размер текста Aa Aa
Политика
BB.LV 13:30, 3 марта, 2020 14


США, видимо, придётся делить земной шар с другими великими державами. Американские политики перестали в свое время признавать сферы влияния, но не потому, что эта концепция устарела. Скорее, весь мир де-факто стал тогда сферой влияния США. Об этом пишет Foreign Affairs (США). Перевод - InoSMI.


Источник: LETA

После холодной войны в атмосфере эйфории американские политики объявили одну из фундаментальных концепций геополитики устаревшей. Госсекретарь Кондолиза Райс (Condoleezza Rice) указала на новый мир, «в котором великая держава определяется не сферами влияния,… или тем, что сильные навязывают свою волю слабым». Госсекретарь США Хиллари Клинтон (Hillary Clinton) заявила, что «Соединенные Штаты не признают сфер влияния». Госсекретарь США Джон Керри торжественно заявил, что «эпоха доктрины Монро закончилась», положив конец существовавшим почти два столетия притязаниям США на собственную сферу влияния в Западном полушарии.

Такие заявления были справедливыми в том, что кое-что в геополитике изменилось. Но они были неправильными в отношении того, в чем именно эти изменения заключались. Американские политики перестали признавать сферы влияния, — возможности других держав требовать уважения от других государств в их собственных регионах или осуществлять там преобладающий контроль, — не потому, что эта концепция устарела. Скорее, весь мир де-факто стал сферой влияния США. На смену сферам влияния пришла одна сфера влияния. Сильные по-прежнему навязывали свою волю слабым. А остальная часть мира была вынуждена играть в основном по американским правилам или же платить крайне высокую цену — от разрушительных санкций до прямой смены режима. Сферы влияния никуда не делись — они превратились в одну в силу неопровержимого факта гегемонии США.

Правда, сейчас эта гегемония сходит на нет, и Вашингтон очнулся, оказавшись в ситуации, которую он называет «новой эрой конкуренции великих держав», когда Китай и Россия все чаще используют свое могущество для отстаивания интересов и ценностей, которые зачастую противоречат интересам и ценностям США. Но американские политики и аналитики по-прежнему пытаются понять, что означает эта новая эра для роли США в мире. В дальнейшем эта роль будет не только отличаться, но и значительно уменьшаться. Хотя лидеры будут и дальше заявлять о своих грандиозных амбициях, уменьшение возможностей будет означать уменьшение результатов.

Однополярного мира больше нет, а вместе с ним исчезла и иллюзия, что другие страны просто займут отведенное им место в мировом порядке во главе с США. Для этого США должны будут признать тот факт, что сегодня в мире сферы влияния существуют, — и что не все из них являются сферами влияния США.

В военной сфере действует та же логика, но здесь все сложнее. Вашингтону понадобятся партнеры — но партнеры, которые приносят больше пользы, чем создают риски. К сожалению, этому критерию соответствуют немногие из нынешних союзников США. Систему альянсов США следует подвергнуть анализу с учетом затрат и потребностей: каждого нынешнего союзника и партнера — от Пакистана, Филиппин и Таиланда до Латвии, Саудовской Аравии и Турции — и изучить с точки зрения того, что он делает для повышения безопасности и благосостояния США, а также с какими рисками и издержками. Союзы не вечны. Исторически сложилось так, что когда условия меняются, особенно когда исчезает главный враг или резко меняется баланс сил, то же самое происходит и с другими отношениями между странами. Большинство американцев сегодня забыли то время, когда у НАТО был аналог в Азии, SEATO (Организация Договора по Юго-Восточной Азии), и даже аналог на Ближнем Востоке, CENTO (Организация Центрального Договора). Теперь обе эти организации являются артефактами в музее национальных интересов, списанных с повестки дня. Как заметил Кеннан, «нужно завоевывать больше уважения… путем решительной и бескомпромиссной ликвидации несостоятельных, ошибочных позиций, а не путем самого настойчивого преследованием экстравагантных или бесперспективных целей».

Чтобы понять риски, связанные с сохранением нынешних альянсов США, рассмотрим два сценария, которые сегодня вызывают тревогу у американских специалистов, занимающихся военным планированием. Если, наблюдая за подавлением Китаем протестов в Гонконге, Тайвань сделает решительный шаг к независимости, который вызовет жесткую реакцию Китая, будут ли США воевать с Китаем, чтобы сохранить статус Тайваня? Следует ли это делать?

На европейском фронте: если в ответ на восстание этнических русских рабочих на рижских верфях латвийские власти примут суровые меры по отношению к этническим русским и спровоцируют аннексию Россией части Латвии (Крым 2.0), предпримет ли НАТО немедленные ответные военные действия в соответствии со своей гарантией, предусмотренной Статьей 5? Следует ли это делать? Если ответ на любой из этих вопросов не является однозначно утвердительным (а он таковым не является), то настало время провести по отношению к альянсам такие же испытания на прочность, которые проводились по отношению к банкам после финансового кризиса 2008 года.

Такой подход тем более важен, если учесть реалии ядерного оружия в этом новом мире. И Китай, и Россия обладают надежным ядерным потенциалом ответного удара — то есть способностью выдержать первый ядерный удар и нанести ответный удар, который может уничтожить США. Соответственно, неприемлема не только ядерная война — даже обычная война, которая может перерасти в ядерную войну, чревата катастрофой. Поэтому соперничество следует сдерживать, проявляя осторожность, предпринимая ограничительные меры и проводя тщательные расчеты при принятии рискованных решений. Для страны, у которой накопилось множество конфликтов со странами, возможно получивших от Вашингтона свободу действий (или считающих, что они ее получили), это создает большую проблему. Грань между тем, чтобы успокоить и обнадежить союзника, и тем, чтобы придать ему смелости и воодушевить его руководство на опрометчивые действия, очень тонка.

Если баланс военной мощи на случай обычной войны за Тайвань или страны Балтии однозначно изменился в пользу Китая и России, нынешние обязательства США не могут быть долгосрочными. Несоответствие между этими обязательствами и реальным военным потенциалом США является классическим случаем перенапряжения. То, что оценка с учетом затрат и потребностей будет означать для нынешней системы альянсов и для отношений США с каждым из 50 с лишним союзников и партнеров по договору, следует определить путем анализа фактических данных. Но вполне вероятно, это приведет к тому, что США откажутся от некоторых союзников, удвоят число тех, чья польза так же важна для безопасности США, как и польза США для них, и радикально пересмотрят условия каждого обязательства, чтобы сделать обязательства и ограничения такими же значимыми, как заверения и гарантии.

Этот процесс также повысит убедительность обязательств, которые США решат возобновить. Хотя ветераны холодной войны справедливо утверждают, что НАТО является величайшим альянсом в истории мира, ни Трамп, — ни Обама до него — в этом не убеждены. Что характерно, американское военное командование сомневалось, что Североатлантический совет одобрит действия вооруженных сил в ответ на аннексию Крыма Россией или правительство США сможет принять решение о том, как реагировать, прежде чем это событие закончится. Переосмысление обязательств США перед своими союзниками укрепило бы безопасность Америки и сделало бы эти самые договоры более прочными.

Подписывайтесь на Телеграм-канал BB.LV! Заглядывайте на страницу BB.LV на Facebook! И читайте главные новости о Латвии и мире!
Комментарии (14)



Статьи по теме

Политика Повысить налог на недвижимость – предложение, от которого нельзя отказаться?

Раз в два года латвийскому правительству приходится делать любезное лицо, хотя настроение при этом не радостное.

Политика «Деградация будет продолжаться» - политтехнолог ставит диагноз

Почему после скандала правительство не уйдет в отставку?

Политика Скандал с «Единством»: чтобы все было и ничего за это не было

Главная партия власти выкрутится и на сей раз?

Политика Первый официальный визит: глава МИД Латвии Байба Браже улетела в Киев

Министр иностранных дел Латвии Байба Браже, которая была назначена на прошлой неделе, в пятницу прибыла с визитом в Украину.

Читайте еще

Наша Латвия НАТО для нашего брата: в нашу гавань заходили корабли (ФОТО)
В ознаменование 20–летия членства нашей республики в Североатлантическом альянсе в эти дни флот союзников посещал Латвию. Интересно, что самая крупная боевая единица представлена относительно далекой страной. Благодаря которой открыли Америку.
Наша Латвия «Сил НАТО в странах Балтии, недостаточно для защиты с первого метра» - Граубе
«Сил НАТО, находящихся в странах Балтии, недостаточно для защиты с первого метра, что предусмотрено новыми планами обороны НАТО», - признался в эфире TV24 бывший командующий Национальными вооруженными силами (НВС) Раймонд Граубе.
Политика «НАТО должна разработать долгосрочную стратегию по сдерживанию РФ» - Кариньш
НАТО необходимо разработать долгосрочную стратегию сдерживания России, подчеркнул министр иностранных дел Латвии Кришьянис Кариньш на встрече министров иностранных дел стран НАТО в четверг, где союзники обсудили текущие приоритеты в области безопасности и обороны в рамках подготовки к предстоящему в июле саммиту в Вашингтоне.
В мире У ЕС и НАТО нет стратегии в отношении РФ - глава МИД Чехии
Евросоюзу и НАТО нужна дискуссия о стратегии в отношении России, в том числе об окончании войны в Украине, сказал DW глава МИД Чехии. Ян Липавский считает ошибкой то, что сейчас такой стратегии нет.